Доклад на тему Практико-ориентированное обучение на уроках математики


Использование практикоориентированного обучения при изучении дисциплины Математика по профессиям ППКРС «Автомеханик», «Мастер сухого строительства строительства», « Парикмахер»
Слайд 1
Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход на новое поколение ФГОС, целью которых является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями, что становится значимым как для студентов, так и для сферы труда. Возникает вопрос: каким путем достичь качественных показателей в подготовке будущих специалистов?
Современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентноспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем общих и профессиональных компетенций, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики, способного включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.
В этой связи особенно актуальным становится практическая направленность содержания образования или практико-ориентированное обучение.
Слайд 2
Практико – ориентированное обучение предполагает:
Формирование профессиональных компетенций за счет выполнения реальных практических задач в учебное время ( на практических и лабораторных занятиях)
Совершенствование профессиональных компетенций на учебной практике
Расширение опыта профессиональной деятельности за счет выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Создание базы социального партнерства для прохождения производственной практики и перспективы трудоустройства выпускника.
Слайд 3
В век технологий система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Математика всегда была неотъемлемой частью всей истории человеческой культуры; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Все математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой.
Слайд 4
ГБПОУ ЧГПГТ им. А.В. Яковлева имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 23.01.03 Автомеханик, 43.01.02 Парикмахер, 08.01.06 Мастер сухого строительства.
В 2016-2017 уч. году по данным профессиям открыто 8 групп
Таблица 1
Профессия 1 курс 2 курс 3 курс Всего
Автомеханик - 1 1 2
Мастер сухого
Строительства 1 1 1 3
Парикмахер 1 1 1 3
Итого 2 3 3 8
Слайд 5
Анализ учебных планов по данным профессиям свидетельствует о практико-ориентированном обучении
Таблица 2
Профессия Учебная нагрузка УП ПП
Максимальная
учебная
нагрузка Самост.
работа Лекций ЛПР Автомеханик 5562 1386 1014 684 720
МСС 5562 1386(%) 2751 1425(%) 684 720
Парикмахер 5562 1386 1095 684 720
Как видно из таблицы, в основе учебного плана по данным профессиям лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионално-прикладной подготовки.
Слайд 6
Будущие рабочие, изучая специальные предметы, постоянно сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки специалистов.
В учебное заведение СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в основном приходят обучающиеся с низкой математической подготовкой, но у многих из них интересы в определенной степени уже сформированы: они направлены на избранную профессию. Поэтому одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая и профессиональная значимость. А этого можно добиться, используя практико – ориентированные задачи при обучении.
Однако, действующие учебники предлагают мало таких задач.
Изучение сложного математического материала становится более интересным, если обучающиеся видят практическое применение изучаемых тем непосредственно в своей профессиональной деятельности. В процессе решения практико – ориентированных задач предусматривается совершенствование рационального применения теоретических знаний обучающихся к решению практических задач, развития пространственного воображения и вычислительных навыков, организации самостоятельной работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.
Систематическое использование на уроках задач профессиональной направленности является связующей нитью между теорией и практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии, способствует развитию интереса к математике и как к науке, и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики.
Обучающиеся понимают, что математика – важный предмет в их образовании. Методик использования практико - ориентированных задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно. Практика показывает, что более эффективный результат дают уроки закрепления, практические занятия, когда обучающиеся обладают целостными теоретическими знаниями изученной темы.
Слайд 7
Задачи с профессиональной направленностью составляются на основе тех знаний и умений по математике, которые непосредственно связаны с профессиональными знаниями и умениями.
В педагогической литературе ,в широком смысле, задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.
В более узком смысле, задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.] Под математической задачей понимается вопрос математического характера, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определённых условий.
Слайд 8
В словаре Ожегова определение задачи звучит следующим образом: «Задача – упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления»
Слайд 9
Практико - ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования
Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Слайд 10
Дидактическими целями практико-ориентированных заданий являются:
закрепление и углубление теоретических знаний;
овладение умениями и навыками по учебной дисциплине;
формирование новых умений и навыков;
приближение учебного процесса к реальным жизненным условиям;
изучение новых методов научных исследований;
овладение обще учебными умениями и навыками;
развитие инициативы и самостоятельности.
Слайд 11
Виды практико-ориентированных заданий:
Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);
Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы, индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление взаимодействий между ними);
Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности) [13].
Таким образом, практико-ориентированные задания способствуют ознакомлению учащихся с разнообразным математическим материалом, имеющим прикладной характер и развивающим творческие способности и познавательные интересы учащихся.
Слайд 12
Решение практических задач средствами математики, как правило, содержит четыре основных этапа
1.Анализ условия задачи.
Задача формулируется на описательном языке. От правильной постановки задачи, указания ресурсов, которыми мы располагаем, зависит успешность ее решения. Этому нужно учиться каждому, так как пригодится специалисту любого профиля.
2.Построение математической модели задачи.Перевод исходной задачи на математический язык: вводятся переменные, ищутся связи между ними и устанавливаются ограничения на них, которые записываются в виде уравнений, неравенств или их систем. Любая математическая задача - модель каких-то прикладных задач (экономических, физических, биологических, технических и т.п.).
3. Решение математической модели задачи.
Изучается полученная модель. Если задача известная, то она решается по соответствующему ей алгоритму. Если задача никогда не решалась, то ищется необходимый алгоритм.
4.Интерпретация решения. Это перевод решения задачи на исходный язык.
Слайд 13
Решение задач с практическим содержанием могут быть предложены обучающимся на различных этапах обучения.
1. Решение задач на этапах восприятия  и осмысления нового материала имеет целью пробудить у обучающихся потребность в расширении знаний, познавательный интерес и научить их методам самостоятельного приобретения знаний. Например, при изучении раздела программы «Геометрия», темы площади поверхностей многогранников по профессии «МСС» я использую задачи с практическим содержанием. Для данной профессии практическое значение изучения вопроса о площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда связано непосредственно с определением площади штукатурных работ.
Пример:
Как известно, противоположные грани параллелепипеда равны, представляют собой прямоугольники
Перенесем это геометрическое правило на комнату, которую необходимо оштукатурить.
Согласно правилу пол и потолок помещения равны между собой.
В комнате - две пары стен так же равные между собой.
Это свойство параллелепипеда используется в дальнейших вычислениях площади помещения. Таким образом,
измерив длину, ширину, высоту помещения,
применив правило нахождения площади прямоугольника,
мы можем определить площадь штукатурки.
Обозначим площадь буквой «S»
Слайд 14
Задача
Длина помещения a = 5 м, b = ширина 4 м, h = высота 3 м.
Окно: длина k =2м, высота l = 1.5 м
Количество окон: n = 3
Дверь: длина f = 2 м, высота e = 1 м
Количество дверей: m = 2. Определить площадь штукатурки.
Слайд 15 Решение
Слайд 16
2 применение практико-ориентированного обучение - это решение задач на этапах закрепления и применения полученных знаний осуществляется при проведении практических занятий. ( Пример практического занятия по теме «Объем цилиндра» - гиперссылка)
Не все темы могут потребовать практической деятельности, но при определении конкретных форм для отдельных занятий следует помнить, что основная задача преподавания – не просто передать определённый объём знаний и умений, как это было прежде, а способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студента.
Чтобы показать практическую значимость математики в изучаемых профессиях, приходится использовать различные формы организации учебных занятий. В этой связи, интерес для педагогов нашего корпуса стали приобретать интегрированные уроки.
Слайд 17
Ежегодно, в сентябре месяце, на заседаниях ЦКООД и ЦКСПД составляется план проведения предметных недель общеобразовательного цикла и по профессиям. Таким образом, есть возможность ежемесячно проводить интегрированные уроки математики с дисциплинами ООД, либо интегрированные уроки, включающие МДК профессиональной направленности и математики.
Слайд 18
Примеры интегрированных уроков
Математика в профессии «Парикмахер»
Математика в профессии МСС
Математика и физика
Слайд 19
Вывод: Таким образом, Практико-ориентированное обучение направленно на развитие познавательных потребностей, функционирования мышления, организацию поиска новых знаний, повышению эффективности образовательного процесса, формирование практического опыта и использования его при решении жизненно важных задач и проблем.
Для лучшего развития практико-ориентированного подхода в обучении математике является самое эффективное средство – практико - ориентированные задачи, задачи связанные с окружающей действительностью. Если в обучении использовать практико-ориентированные задания, то будет лучше усваиваться полученная информация, потому что задачи основаны на действительности, в них отражаются конкретные действия и события, что может происходить в повседневной жизни, присутствуют подлинные условия. Обучающимся на много интереснее работать с такими задачами. Они способствуют творческому развитию личности, развитию мышления, интеллектуальности, воображения. Практика показала, что систематическая работа по решению и конструированию  практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов даёт положительные результаты. Изучение сложного математического материала становится  более интересным, обучающиеся находят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности.
Слайд 20 Спасибо за внимание!
Вычисление оштукатуренной площади стен помещения
2 способ
Для расчета площади стен помещения сложной конфигурации,
когда основание комнаты (пол) не является прямоугольником, удобнее пользоваться вторым способом и определять боковую площадь помещения через периметр.
Снова обратимся к геометрии и вспомнить определение периметра.
Периметр многоугольника (прямоугольника) – это сумма длин сторон многоугольника (прямоугольника) (каковыми являются наши стены, полы, потолки, др)
Рассмотрим решение задачи вторым способом на примере комнаты прямоугольной формы

b

a
Обозначим периметр прямоугольника буквой «Р»
Р =( а + а + b + b) = (а + b) х 2.
Выполним развертку параллелепипеда
( комнаты). Разверткой геометрического тела называется плоская фигура, которая получается в результате совмещения всех граней с одной плоскостью. Использовать макет комнаты, выполнить её развертку, продемонстрировать учащимся.
Развертка стен помещения представляет собой прямоугольник,
длина которого складывается из длин каждой стены (6 + 4 + 6 + 4) равна периметру параллелепипеда.
Вывод:
ПЛОЩАДЬ СТЕН РАВНА ПРОИЗВЕДЕНИЮ ПЕРИМЕТРА НА ВЫСОТУ
S = Р х Н
Используя данные предыдущей задачи определим площадь стен вторым способом.
Sстен = (6 + 4 + 6 + 4) х 3 = 20 х 3 = 60 м2
Ответ тот же.
Предлагаю несколько примеров практико – ориентированных задач по профессии «Мастер сухого строительства», «Парикмахер»
Раздел программы «Геометрия» Тема занятия Обобщающий урок по теме Тела вращения. Решение задач
Цилиндр
При постройке водопровода длиной 1 метр были использованы трубы диаметром 60сантиметров. Определите объем земли, подлежащей вывозу.
Определите вместимость зернового элеватора, имеющего 40 резервуаров. Размеры резервуаров: высота 30м, диаметр 10м. Объемная масса зерна 0,8т.
Для хранения нефтепродуктов в сельском хозяйстве часто используют горизонтальные цилиндрические резервуары диаметром 3250мм и длиной 8983мм. Какова номинальная емкость резервуара? Сколько алюминиевой пудры необходимо для его покраски, если на 100м2 поверхности требуется 5кг?
Конус
Коническая куча зерна имеет высоту 2,4м, а окружность основания 20 метров. Сколько тонн зерна в куче, если масса 1м равна 750кг?
Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса 30. Какой высоты должна быть куча, чтобы ее объем был равен 10м3 ? .
Сосуд имеет вид усеченного конуса, высота которого 27см и длины окружностей оснований равны 66см и 96см. Сколько литров вмещает сосуд?
Шар
1 Внутренний диаметр чугунного полого шара равен 8см, а его внешний диаметр 10см. Определите массу шара, если плотность чугуна равен7,3г/см3.
Сколько кожи потребуется для изготовления покрышки футбольного мяча диаметром 20см, если на обрезки и швы идет 8% материала?
3 В каком случае расходуется больше материала: на никелировку одного шара диаметром 8см или на никелировку 10 шаров диаметром по 2см каждый?
Рассмотрим примеры практико-ориентированных задач.
1. Рассчитайте расход масляной краски, идущей на окраску панели помещения (высота 3м, ширина 4м, длина 5м, высота панели 2,2м), если на окраску 1м2 требуется 0,2 кг (окна и двери занимают 12% площади поверхности).
2. Сколько литров побелки надо налить в емкость для краскопульта диаметром 20 см и высотой 60 см.
3. Рассчитать массу стальной трубы длинной 7,5 см, зная что внешний и внутренний диаметры ее соответственно 155 и 135мм, а плотность стали равна 7960кг/м3 .
4. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,4м, а высота – 2,3м. Сколько стали необходимо для выполнения работы? ( на швы следует добавить 3% материала)
5. Рассмотрим задачу связанную с конусом. Сначала обсуждается одна из ситуаций, в которой фигурирует объект, имеющий форму конуса (это куча щебня), ищется решение проблемы измерения необходимых для решения задачи величин.

Задача. Найти объем кучи щебня.— Будем считать, что куча щебня имеет форму конуса. Какие элементы конуса необходимо знать, чтобы вычислить искомые величины?— Радиус основания, длину образующей и высоту конуса.— Высоту и радиус основания невозможно найти непосредственным измерением. Как найти радиус основания в этом случае?— Пусть у нас имеется, например, мягкая метровая лента. Измерим ею длину окружности основания кучи щебня и разделим это число на 2π.— Каким образом можно измерить длину образующей?— Перекинув метровую ленту через вершину кучи, мы определим длину двух образующих. Разделим ее на 2.— Осталось определить высоту кучи щебня.— Зная радиус и длину образующей, вычислим по теореме Пифагора высоту кучи щебня. — Теперь мы можем вычислить площадь поверхности и объем кучи щебня. После измерения получили: длина окружности кучи щебня равна 7,2 м. Длина двух образующих — 2,6 м. Найдите объем этой кучи, считая π = 3.— Вычислим радиус основания конуса: Длина одной образующей равна 1,3 м. Высоту конуса вычислим по теореме ПифагораТогда 
Вывод:
Практико-ориентированное обучение направленно на развитие познавательных потребностей, функционирования мышления, организацию поиска новых знаний, повышению эффективности образовательного процесса, формирование практического опыта и использования его при решении жизненно важных задач и проблем. Для лучшего развития практико-ориентированного подхода в обучении математике является самое эффективное средство – практико - ориентированные задачи, задачи связанные с окружающей действительностью. Если в обучении использовать практико-ориентированные задания, то будет лучше усваиваться полученная информация, потому что задачи основаны на действительности, в них отражаются конкретные действия и события, что может происходить в повседневной жизни, присутствуют подлинные условия. Обучающимся на много интереснее работать с такими задачами. Они способствуют творческому развитию личности, развитию мышления, интеллектуальности, воображения.
Практика показала, что систематическая работа по решению и конструированию  практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов даёт положительные результаты. Изучение сложного математического материала становится  более интересным, обучающиеся находят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности.
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находила применение в том или ином дее.
Крылов А.Н.
В заданиях показывается обучающимся значимость математических знаний для их профессии, что ориентирует их на новый, более высокий  уровень изучения математики.  Систематическое использование на уроках задач профессиональной направленности является связующей нитью между теорией и практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии,  способствует развитию интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики. Обучающиеся понимают, что математика – важный предмет в СПО.
Методик использования практико-ориентированных задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно. Поэтому необходимо составлять такие задачи и определять их место на уроках математики. Решение задач с практическим содержанием – одна из форм работы по осуществлению профессиональной направленности преподавания математики в средних профессиональных учреждениях.
Таким образом, все задачи решены, цель исследования достигнута.
Список литературы
Не все темы могут потребовать практической деятельности, но при определении конкретных форм для отдельных занятий следует помнить, что основная задача преподавания – не просто передать определённый объём знаний и умений, как это было прежде, а способствовать формированию общих и профессиональных компетенций студента.
Чтобы показать практическую значимость математики в изучаемых профессиях, приходится использовать различные формы организации учебных занятий. В этой связи, интерес для педагогов нашего корпуса стали приобретать интегрированные уроки.
Ежегодно, в сентябре месяце, на заседаниях ЦКООД и ЦКСПД составляется план проведения предметных недель общеобразовательного цикла и по профессиям. Таким образом, есть возможность ежемесячно проводить интегрированные уроки математики с дисциплинами ООД, либо интегрированные уроки, включающие МДК профессиональной направленности и математики.
Слайд 7
Примеры интегрированных уроков
(Парикмахер + Математика. Тема «Стрижки волос»
(МСС + Математика. Тема «Правила построения и чтения разрезов»
Еще одним из путей, позволяющих формировать ОК и ПК, а также показывающих практическую значимость математики, являются внеаудиторная и внеклассная работа по дисциплине.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует овладению знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, расширяет опыт творческой, исследовательской деятельности, а также способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Слайд 8 Математика в профессии «Автомеханик». Развитие всех ОК и ПК.
Еще одним из путей, позволяющих формировать ОК и ПК, а также показывающих практическую значимость математики, являются внеаудиторная и внеклассная работа по дисциплине.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует овладению знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, расширяет опыт творческой, исследовательской деятельности, а также способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Слайд 8 Математика в профессии «Автомеханик». Развитие всех ОК и ПК.