Методическое пособие по трудовому обучению на тему Приёмы работы с текстильными материалами


МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»
Методическая разработка пособия
по трудовому обучению
« Волшебный круг»
120586515113000
23488656731000
2926080139700026301701397000
2911475-1270002634615-127000

Автор работы:
Шашкова Евгения Александровна
учитель начальных классов
Введение
В программе по трудовому обучению в начальных классах специальных (коррекционных ) школ VIII вида значительное место отводится работе с текстильными материалами, которая направлена на решение таких задач:
- воспитание положительных качеств личности обучающихся (трудолюбия, настойчивости);
- сообщение элементарных знаний по различным видам работы с тканью, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам шитья и вышивания, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к творческому труду;
- знание и выполнение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований.

«Волшебный круг» - многофункциональное пособие, помогающее педагогу в обучении приёмам шитья и использовании различных вариантов и упражнений по закреплению изученных приёмов с учётом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей.
Разработка данного пособия вызвана увеличением количества детей с нарушением тактильно – двигательного восприятия, зрительно – моторной координации и слабым развитием мелкой моторики рук.
При разработке пособия были учтены принципы наглядности, последовательности, занимательности и доступности. Пособие удобно в использовании.
При работе с пособием «Волшебный круг» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления работы, определять приёмы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Работа с пособием помогает:
- формировать навыки самообслуживания;
- развивать тактильно – двигательное восприятие, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику рук.
Пособие «Волшебный круг» может использоваться учителями начальных классов на уроках трудового обучения, коррекционных занятиях, воспитателями для закрепления изученных приёмов работы с текстильными материалами, а также родителями для развития мелкой моторики .Методические рекомендации по использованию пособия
«Волшебный круг»
Пособие «Волшебный круг» представляет собой
1. круг- основание с готовыми проколами диаметром 13 см ,
2 . кольцо тоже с готовыми проколами и маленькие круги с двумя и четырьмя проколами.
В центре большого круга имеются 4 прокола.
296735513208000
45779221276350040643991276350027952703048000-7829553048000
5105784822600364617012255500
548817211686900
3235060-249600
5753100-254000297791412070900
58828171225990011226801206500050228512065000
5995670952500028594052159000
107124594615005022859461500
5941075883540028594058890000
5760307104627003035935-381000
55084622480900
46823281517200051292792452800
4330700000
24320517716500252476017716500
53879756858000484155010120200
291973011811000
538618814746800484505014287500318198515811500
Данное пособие используется для формирования оперативного образа объекта труда и в зависимости от сложности поставленных задач дополняется различными дополнительными элементами.
Учебный материал в программе по работе с текстильными материалами распределён по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей умственно – отсталых школьников.

В 1 классе

В 4 четверти в разделе «Работа с нитками» (шитьё по проколам) предусмотрены такие практические работы, как :- шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» по намеченным линиям;
- вышивание по готовым проколам геометрических фигур и узоров;
- вышивание в два приёма (прошить способом «игла вверх – вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета)
Во 2 классе
В 1 четверти
- повторяются приёмы шитья способом «игла вверх – вниз»;
- изучается приём пришивания пуговиц с двумя отверстиями
В 3 четверти
- ознакомление с выполнением «смёточного» стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под неё нить.
В 4 четверти
- ознакомление с выполнением стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить смёточный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочерёдно сверху вниз под каждый стежок ( перевив).

В 3 классе
В 3 четверти
- ознакомление с выполнением «косого обмёточного» стежка по готовым проколам;
- обмётывание боковых срезов по готовым проколам косым стежком.
В 4 четверти
- повторение приёмов шитья всех видов стежков

В 4 классе:
- ознакомление с выполнением украшающего стежка «через край»,
- повторяются приёмы шитья всех видов стежков;
МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»
Предусмотрены практические работы по ремонту одежды:
- изучаются приёмы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями
176720574295
- ознакомление с выполнением «стачного» шва по готовым проколам.
На коррекционных занятиях
На тактильно – двигательное восприятие изученных букв, геометрических фигур, узоров, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику рук.


В процессе работы с пособием « Волшебный круг» у детей повышается мотивация к урокам трудового обучения с текстильными материалами, осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения , тактильно – двигательного восприятия, зрительно – моторной координации, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Мелкая моторика – основа развития всех психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, от степени которых зависит уровень развития речи у детей. Тренируя тактильно - двигательное
восприятие , дети стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.
Практическая работа с пособием вызывает не только положительные эмоции у детей, пробуждая в них радость труда . Она позволяет детям другими глазами взглянуть на этот вид деятельности . Работа с пособием в значительной степени способствует развитию индивидуальных возможностей учащихся по обучению приёмам работы с текстильными материалами.