Обобщение педагогического опыта Активные методы и приёмы обучения в преподавании курса ОРКСЭ модуль Основы светской этики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа





Обобщение педагогического опыта




«Активные методы и приёмы обучения
в преподавании курса «ОРКСЭ»
модуль «Основы светской этики»







Подготовила:
Лариса Геннадьевна Копырина
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория:









Март, 2015 год


Актуальность.
Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь каждому найти своё предназначение в жизни, создать условия для полноценного развития, раскрытия жизненных сил. Важно, чтобы личность осознала необходимость жизни в человеческом сообществе, приняла ценности человеческих отношений, выработала умение понимать и принимать другого человека.
Курс ОРКСЭ является требованием времени, это воссоединение обучения и воспитания.
Возникает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10 – 11 лет в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
От нас зависит многое, если не сказать всё. Потому что, помимо содержания важна методика, то есть способ, как педагог будет доносить знания до ребёнка. Результаты курса во многом зависят от того, как выстроить преподавание в конкретном классе с конкретными детьми.
Цель предмета «Основы светской этики»:
Онтологическая цель – понять смысл человеческого существования, самопознание.
Ответить на вопрос: «Что такое добро и зло?».
Основная цель в преподавании данного курса - определить формы и методы обучения , способствующих достижению ожидаемых результатов.
Задачи курса ОРКСЭ:
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Проанализировать и проверить результативность форм и методов преподавания курса.
Обобщить результаты исследования и определить формы и методы преподавания, результативность которых проверена на практике.
Преподавание основ светской этики строю с учётом следующих дидактических принципов:
Принцип деятельности это когда обучение реализует принцип деятельности.
Принцип целостного представления о мире – это личностное отношение обучающихся к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип преемственности.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения – это личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.
Принцип творчества – это ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности – это качество обучения.
Особенности построения урока модуля «Основы светской этики».
Урок выстраиваю с позиции достижения предметных и метапредметных результатов. Реализую поставленные цели соблюдая определённые требования к построению урока.
Определение этапов урока. В начале занятия использую этап мотивации (актуализации знаний). Это настраивает учеников эмоционально и обеспечивает связь их накопленного опыта с новым знанием, которое предстоит изучить.
Формулирование темы урока и определение задач – это тоже отдельный этап, так как самостоятельное открытие темы урока и его целей позволяют не только формировать регулятивные учебные действия, но и одновременно поддержат мотивацию обучающихся, помогает им самим выделить вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы.
Изучение нового материала, систематизация и закрепление изученных знаний, занимают большую часть урока. Для этого использую этап проблемная ситуация (поиск решения проблемы). После закрепления полученных новых знаний, перехожу к формированию отношения, определению позиции ученика к полученным знаниям, переводя урок на личностный уровень, использую этап рефлексии, аналитический этап, работа с информацией.
Использование различных приёмов и методов в обучении данного курса является основной задачей. Очень важно не превратить урок в нравоучительную беседу. На уроках стараюсь создать условия для понимания учениками норм, правил и принятия их через поиск, исследования, столкновения различных точек зрения. Использую различные виды деятельности, такие как самостоятельная работа, работа в паре, работа в группе.
Важно на каждом этапе занятия оценить результативность работы, возвращаясь к вопросам, сформулированным в начале урока.
Методы и приёмы работы на уроках.
В процессе работы над темой урока использую следующие методы:
Эвристический метод – метод познания, который использую для решения творческих задач в процессе открытия нового. Например, обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?
Метод моральных дискуссий – использую для создания доступной пониманию обучающимися проблемной ситуации, которая имеет отношение к реальной жизни и включает три – четыре вопроса. Например, на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Считаю, что данный метод даёт возможность школьникам сделать самостоятельный выбор в подобных жизненных ситуациях.
Исследовательский метод. Применяю в организации обучения, при которой обучающиеся становятся исследователями: самостоятельно выделяют гипотезу, исходя из данных, делают выводы и обобщения, знакомятся с понятиями самостоятельно. Например, готовят рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы и сказки. Например, на уроке по теме: «Золотое правило нравственности» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хотелось бы поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе.
У моих детей особый интерес вызвала форма работы – интервью. Мы с ребятами составляли вопросы, и они брали интервью у своих родственников о семейных традициях. Учитываю и то, что мои дети обучаются с первого класса по ФГОСам, поэтому на каждом уроке стараюсь вносить элементы самостоятельного поиска.
Проблемное обучение. Данный метод использую для повышения интереса к предмету. Особенно ярко он проявляется при изучение тем «Золотое правило нравственности», «Справедливость».
Использование данных методов при изучении модуля «Основы светской этики» позволяет в полном объёме решать задачи, сформулированные во ФГОСах.

В своей практике я применяю следующие приёмы обучения модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ.
Кроссворды. (1)
Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость, так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им, «этика».




























































































































































Кроссворд. (2)

Впишите ответы в сетку по горизонтали – и вы прочитаете ключевое слово, написанное по вертикали

1. Группа людей, объединенных кровным родством.
2. Главный город племени россов, от которого произошло слово род.
3. Мать и отец, у которых рождаются дети.
4. Это и отечество, и страна, и место рождения человека.
5. Перечень поколений одного рода.











1















2















3














4










5



















Ответы:











Р
О
Д













Р
О
Д
Е
Н
Ь










Р
О
Д
И
Т
Е
Л
И







Р
О
Д
И
Н
А





Р
О
Д
О
С
Л
О
В
Н
А
Я









Словарный диктант.
Словарный диктант по ОСЭ – урок 1-15

1) Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения о добре и зле
Этика


2) Привычки, обычаи, правила поведения. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
Мораль


3) Все, что создано руками человека

Культура


4) Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы

Материальный мир

5) Это знания и информация, содержащая в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми
Духовный мир

6) Воспоминания, образы, все, во что человек верит и к чему стремится

Внутренний мир

7) Нечто положительное, хорошее, полезное.
Добро

8) нечто дурное, вредное
Зло

9) Стремление человека к доброму
Добродетель

10) Действия результатом, которых оказывается причинение зла себе или другим

Порок

11) Это выбор между хорошим и плохим поведение, нравственным и безнравственным
Моральный выбор

12) Эта черта характера человека, когда он отвечает за свои поступки

Ответственность

13) Выполнений обязанностей в соответствии с моральными нормами

Моральный долг

14) Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении наград и наказаний
Справедливость

15) Действия человека направленные на благо других людей
Альтруизм

16) Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе в ущерб другим
Эгоизм

17) Отношения людей, основанные на взаимной привязанности и личных интересах
Дружба


Работа с пословицами и поговорками.
Прочитайте русские пословицы и поговорки. Какие пороки в них высмеиваются? Подумайте и подберите добродетели, противоположные этим порокам.


порок
добродетель

2. Над другом посмеялся, над собою поплачешь



3. Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь



4. Без дела жить – только небо коптить



5. Как ни хорони концов, а выйдут наружу




Определить понятие по буквам алфавита. Нравственность.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 

В начале урока стараюсь вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать. Например, при изучении темы «Моя семья» применила приём работы с иллюстрацией. Очень многое зависит от того, какая иллюстрация будет выбрана. Это средство используется для иллюстрации жизненной ситуации, которую школьники могут использовать как «житейский» опыт. Для эмоционального вживания ребят в урок сопровождаю урок вопросами «На что похож рисунок». (дерево, древо, род, семья). Далее идёт переход по формулированию темы урока: «Как вы думаете, ваше предположение, какая тема урока?». И в конце урока делается соответствующий вывод.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Заключение. В данной работе я постаралась обобщить личный опыт в преподавании «Основ светской этики», который формировался на протяжении трёх лет. В течение этого времени я давала открытые уроки в рамках школьного методического объединения, оттачивала методические методы и приёмы обучения в преподавании курса. Дети часто задают непростые вопросы, что заставляет самосовершенствоваться. Чтобы владеть материалом, приходится обращаться к дополнительным источникам информации. Подготовка к урокам занимает немало времени, так как это новый учебный предмет и опыт преподавания у меня в этой области небольшой. Важно также учесть и возрастные особенности обучающихся. На занятиях по ОРКСЭ дети учатся уважать традиции, обычаи, именно на этих уроках они узнают, что важно для каждого человека, видят своё место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас детей, развивается речь и положительная мотивация. Конечно, хотелось бы, чтобы данный курс имел своё продолжение.