Презентация «Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики»


Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики Определение Инновация – это не просто создание, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций:инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы. Актуальность инновационной деятельности:резко возросла информированность детей;современные дети мало читают;характерна ограниченность общения со сверстниками;большинство детей не участвует в деятельности детских организаций;сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение. Формы и методы:объяснительно-иллюстративный;репродуктивный (работа по заданному учителем алгоритму);эвристический;методы самостоятельной работы учащихся;методы дифференцированного обучения;метод проектов. Педагогические технологии: личностно ориентированная технология;технология уровневой дифференциации;проблемное обучение;тестовые технологии;здоровьесберегающие технологии;игровые технологии;компьютерные технологии. Примеры форм и методов на уроках. Устный счёт — необходимый этап проведения каждого урока. Однообразно проводимая устная работа притупляет интерес учащихся к этому виду деятельности. Поэтому можно применить разнообразные приёмы проведения устного счёта. Например, в 5–6 классах используют карточки — «фонарики». У детей на партах карточки двух цветов: зелёный и красный. После решения задания все ученики «зажигают фонарики»: зелёный — если согласен с ответом и красный, если нет. В зависимости от ситуации разбираем полученные результаты, чтобы каждый ученик определился с правильным ответом. Такая форма проведения устной работы активизирует внимание, нацеливает на работу, даёт возможность высказываться каждому ученику. А учителю легче обнаружить, кто усвоил данную тему, а кто нет. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Поймай рыбку» и т. д. на обратной стороне цветов, грибов, рыбок написаны примеры, которые им предстоит решить (такие игры я провожу не только на этапе устного счета, но и на уроках закрепления материала). Задача Из букв слова «произведение» составьте как можно больше любых слов, причем математический термин считается за три. АлгебраГеометрия Построение середины отрезка.Задача 1.PDАВО





r

r



Неоценима на уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме. Например: 1.         У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь — руки вверх, неправильную — руки в стороны. 2.         У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна — присели, положительна — встали. 3.         На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный — учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный — топают ногами. В современной педагогической практике применяется множество нетрадиционных видов урока. В моей методической копилке есть разработки проведённых мною уроков: Урок-викторина по теме «Степень и её свойства»; «Признаки равенства треугольников»; Урок — устный журнал по теме «Теорема Пифагора»; Урок-сказка «Волшебная сила уравнений». Творческие домашние задания. Выполнение домашнего задания — важное условие успешного обучения математике, поэтому для поддержания интереса к изучаемой теме, для более глубокого и всестороннего её изучения полезно выполнять «необычные» домашние задания. Иногда я использую этот приём контроля знаний после проведения нестандартных уроков. Так, понятие процента и решение задач на проценты в 5 классе усваивается учащимися с большим трудом. Для повышения интереса к теме, определения практической значимости понятия процента предлагаю дома самим школьникам составить задачи и решить их. В каждом классе составляем сборник задач, а самые интересные решаем на уроке. При выставлении оценок учитываю степень сложности задачи и связь с реальной жизнью. С большим интересом дети сочиняют сказки. Например, после изучения темы «Положительные и отрицательные числа» ученики с большим желанием выполняют эту работу, т. к. данная тема вызывает интерес, будит фантазию. Интересные рисунки представляют школьники по теме «Координатная плоскость», это один из самых привлекательных для данного вида деятельности раздел математики.