ЗЗнятие-практикум Искусство слушать собеседника


«Искусство слушать собеседника»
занятие-практикум
Цели:
познакомить учащихся с рекомендациями специалистов в области общения о способностях человека слушать, для того чтобы понимать других людей;
продолжить работу по овладению учащимися навыков общения для дальнейшей их социализации.
Эпиграф: «Умение внимательно слушать – это один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним глубокий контакт». Робин Шарма
Ход мероприятия
I. Вводная беседа.1.Чем отличается вербальное общение от невербального?
2.Одной из форм общения является беседа. Что значит быть приятным собеседником?
3.О чем можно и чем нельзя говорить в обществе?
4.Общение в семье. Что необходимо учитывать, общаясь с близкими людьми?
Ответы учащихся.
Учитель:
«Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит, а тот, с кем охотнее говорят другие». Эти слова принадлежат Ж. Лабрюйеру. Как вы понимаете эти слова?
Ответы учащихся.
Учитель:
Почему 9 из 10 человек (мнение психологов) не могут слушать?
Ответы учащихся.
Учитель: тот, кто слушает только самого себя, кто ценит только собственное мнение, кто не придает значения существованию других людей и использует их лишь как экран для отражения своих слов, — тот никогда не сможет ни поддержать разговор с другим человеком, ни завязать с ним простых, добрых отношений. Надо уметь слушать. Для этого не нужно становиться молчаливым и замкнутым, а нужно активно пользоваться чудесной способностью, даруемой умением слушать, — уважать того, кто перед нами, кто ищет общения так же, как мы сами.
Современные психологи давно объединились во мнении, что искусство слушать помогает человеку достичь успеха в любой жизненной области. Ученые опросили 15 миллионеров, задав лишь один вопрос: «Какое качество помогло вам достичь успеха?», необходимым условием было отвечать без раздумий и в одно предложение. Каждый из опрошенных без колебаний заметил, что им помогло умение слушать.
Сегодня мы будем учиться слышать и слушать других людей.
Я предлагаю каждому ответить на вопросы, чтобы оценить манеру слушать.
II.Оценка манеры слушать.Учащиеся должны на листе бумаги из 15 утверждений отметить как истинное (И) или ложное (Л)
Люди склонны обращать внимание на то, что им интересно.
Люди склонны ожидать или предвидеть то, с чем они знакомы.
Некоторые искажают услышанное так, что воспринимают только то, что хотят услышать.
Слушание — это непроизвольный процесс.
На то, как человек воспринимает услышанное, влияют его профессиональная подготовка, жизненный опыт и знания.
Слышать и слушать — одно и то же.
Умение слушать — приобретаемый навык.
Большинство людей могут концентрировать внимание лишь на непродолжительное время, и поэтому им бывает трудно в течение длительного времени быть сосредоточенным на одном и том же.
На процесс слушания затрачивается немного энергии, это «несложный» процесс.
Ответственность за успех процесса общения полностью лежит на говорящем.
У человека, слушающего эффективно, — открытый и пытливый ум.
«Говорение» — более важный аспект процесса общения, чем «слушание».
Человек становится «эффективным» слушателем, когда его эмоциональный уровень достигает высшей точки.
Когда человек погружен в свои мысли, он не в состоянии слушать, что ему говорят.
Критическое или осуждающее отношение к говорящему не может считаться признаком умения слушать эффективно.
Ответы:
1)И4) Л7) И10) Л13) Л2) И5) И8) И11) И14) И3)И6) Л9) Л12) Л15) ИУчитель задает вопросы:
1.Существует мнение, что люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их. Согласны ли вы с подобным мнением?
Ответы учащихся
2.Народная мудрость гласит: «Знай больше, а говори меньше». Всегда ли молчание признак ума?
Ответы учащихся.
III. Учимся анализировать. (Практикум)
Чтобы лучше понять процесс слушания, проанализируйте представленные ниже невербальные формы поведения. Представьте себя в роли говорящего.
Поставьте букву П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы — говорящий — используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и Н («негативный») — для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать.
Приподнятые брови.
Улыбка.
Кивок головой.
При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед.
Молчание.
Наморщенный лоб.
Взгляд мимо слушателя.
«Бегающий взгляд».
Свободная, расслабленная поза.
Прикосновение.
Предупредительность, внимательность.] 2. Руки на затылке.
Неподвижность.
Беспрестанное хождение.
Наклон головы.
Зрительный контакт.
Вздохи.
Прищур глаз.
Замкнутость в себе.
Польщенный вид.
Сердитый вид (нахмуренные брови).
Обращение к слушателю.
Тяжело плюхнуться на стул.
Скрещенные руки на груди.
Покачивание головой.
Прищуривание глаз.
Вытягивание шеи вперед.
Взгляд «сквозь» слушателя.
Обсуждение.
III.Упражнения для улучшения умения слушать:1. Примите комфортное положение сидя, расслабьтесь, глаза закройте. Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Распознайте каждый звук, который услышите. Сколько всего звуков до вас доносится? Такое упражнения не только помогает научиться слышать, но и действует успокаивающе. Уделяйте ему 5-10 минут в день.2. Ведя разговор, не спешите со своими высказываниями. Выслушайте собеседника до конца, выдержите паузу. Помимо того, пауза перед вашей речью придаст ей важности.3. При любой возможности слушайте радио. Но не музыкальные, а разговорные передачи. После, отвечайте про себя на вопросы «какую информацию вы узнали?», «каков был основной смысл?». Сжато перескажите всё услышанное про себя.
Учитель: Умение слушать собеседника не всем дается. Ученый - психолог В.Леви называет его искусством, не всем доступным. Это ведет к отчужденности, глухому недовольству друг другом, одиночеству.
Ф.И. Тютчев писал:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…
Умудренный большим опытом жизни, он советует:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои…
А что советуют ученые – психологи ?IV. Советы психологов.
Рекомендации В. Леви, Е. Жарикова, Е. Крушельницкого о том, как научиться искусству слушать собеседника.
1.Следи за своими манерами и соблюдай общие требования этикета к разговору: выражение лица слушающего должно быть доброжелательным, неприлично отворачиваться от собеседника, смотреть по сторонам, зевать, рыться в карманах или сумке, поглядывать на часы, затевать одновременно разговор с другим человеком. Не хотите слушать другого? Извинитесь и отложите беседу.
2.Повернитесь к человеку, с которым разговариваете, лицом. Ваша поза, взгляд, выражение лица должны показать собеседнику, что вы готовы выслушать его и понять.
3.Обращайте внимание не только на речь, слова, но и на интонацию голоса, мимику, глаза, позу, жесты. Это позволяет лучше понять его.
4.Легким кивком головы или краткими репликами покажите собеседнику, что вы его внимательно слушаете.
5.Не перебивайте говорящего без надобности. Если же в этом есть необходимость, извинитесь, задайте вопрос, а затем помогите собеседнику восстановить ход мыслей.
6.Не поддавайтесь эмоциям, не торопитесь кого-то обсуждать или кем-то восхищаться. Не спешите с выводами, выслушайте информацию до конца, чтобы правильно понять суть дела.
V.Рефлексия. Учитель предлагает облако "тегов", которые необходимо дополнить.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно.
Заключительное слово учителя:
Делия Стейнберг Гусман, президент Международной Классической философской школы "Новый Акрополь", считает, что «тот, кто способен вести разговор, искусно чередуя свои высказывания с высказываниями других, кто слушает других так же, как самого себя, и даже еще внимательнее, — тот умеет в каждую минуту жизни и в каждом уголке собирать подлинные сокровища. Умение слушать развивает наблюдательность, терпение, уважение к другим и способность мыслить. Уметь слушать — это лучший способ научиться говорить».
И с этим трудно не согласиться.

Литература
Волович А.И.Этика и этикет. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005.
Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М.:Просвещение, 1991.
Леви В. Искусство быть другим. – М.:Знание, 1981.
Леви В. Искусство быть собой. – М.:Знание, 1991.
Интернет-ресурсы
Делия Стейнберг Гусман. Искусство слушать: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/art_hear
Как научиться слышать и слушать: http://vremya-sovetov.ru/psixologiya/kak-nauchitsya-slyishat-i-slushat-cheloveka.html