Тема «Человек — творец и носитель культуры»


Тема: «Человек - творец и носитель культуры»
Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества.
Основные методы и приемы.
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры» (учебник, с.13).
Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
Рассказ учителя «Что такое этика?».
Учебный диалог (трудное задание): обсудим высказывания Аристотеля об
этике.
Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
Дифференцированные задания: работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (учебник, с.15, с.17).
Материал для подготовки к уроку.
Этика - наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было «совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.п.
Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость и др. Область этических добродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он назвал «этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка человеческих поступков. Ее главной задачей является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этика должна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог в дальнейшем «правильно» строить свою жизнь.
Некоторые мысли Аристотеля интересно вынести на коллективное обсуждение:
• Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.
Дурной человек никогда не бывает себе другом, он всегда во вражде с самим собой.
Вопреки мнению некоторых, не разум - начало и руководитель добродетели, а скорее, движения чувств.
Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные.
Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью.