Урок по химии Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе


Тема: «Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Обучающая: закрепить знание причины изменения свойств элементов на основании положения в системе; научить обоснованно объяснять и сравнивать свойства элементов, а также образованных ими простых и сложных веществ; научить давать полную характеристику химического элемента в ПСХЭ.
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, прогнозировать и объяснять свойства веществ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, уметь выделять главное из общего. Совершенствование коммуникативных умений и информационно-познавательной компетентности, развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к учёбе, трудолюбия, работоспособности, правильной самооценки, умение работать в коллективе, осуществление экологического, гигиенического и нравственного воспитания, формирование здорового образа жизни.
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Актуализация знаний (10 мин)
Проверка знаний учащихся.
Порядковый номер показывает…
Номер периода показывает…
Номер группы показывает…
Положение элемента в ПСХЭ (период, группа).
Строение атома кислорода.
Химический диктант по вариантам: предполагает быструю работу, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева.
1. Указать элемент, в атоме которого:
а) 25 протонов (марганец) б) 13 электронов (алюминий)
а) 41 протон (ниобий) б) 20 электронов (кальций)
2. Назвать два элемента, в атоме которых:
три энергетических уровня (любой элемент третьего периода)
пять энергетических уровней (любой элемент пятого периода)
3. Определить два элемента, в атоме которых на последнем энергетическом уровне:
4 валентных электронов (любой элемент четвертой группы главной подгруппы)
7 валентных электронов (любой элемент седьмой группы главной подгруппы)
4. Указать место положения элементов в ПСХЭ: период и группа.
а) № 37 (рубидий) б) № 30 (цинк)
а) № 24 (хром) б) № 50 (олово)
5. Привести строение атома с порядковым номером
14 (кремний 2; 8; 4)
16 (сера 2; 8; 6)
Проверка.
II. Изучение нового материала (32 мин)
План изложения
1. Причины изменения свойств элементов на основании положения в ПСХЭ:
а) в периодах (малых, больших);
б) группах, главных подгруппах;
2. Изменение свойств химических элементов и образованных ими соединений:
а) в периодах;
б) группах, главных подгруппах.
3. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
4. План характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ.
Формулировка Периодического закона Д. И. Менделеева.
Раздать таблицы!
(20 мин) В чем же причины изменения свойств химических элементов? Каковы причины периодичности? Чтобы ответить на данные вопросы сравним атомы элементов:
а) Na – Al - P
б) Na – K - Rb1. Какой заряд ядра данных атомов, что с ним происходит?
2. Определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне. Что наблюдается?
3. Сколько энергетических уровней в атомах данных элементов, что наблюдается?
4. Как Вы считаете, что же происходит с атомным радиусов, вследствие данных изменений?
а) к концу периода;
б) к концу группы, главной подгруппы.
Ответ:
а) к концу периода атомный радиус уменьшается вследствие усиленного взаимопритяжения ядра атома и электронов внешнего энергетического уровня (работа с таблицей).
б) к концу группы, главной подгруппы атомный радиус возрастает т. к. увеличивается количество энергетических уровней в атоме.
5. Сказываются ли такие изменения атомных радиусов в периодах и группах, главных подгруппах на способность атомов отдавать электроны, или их присоединениях?
Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва слабо связанного электрона от атома.
Металличность – способность легко отдавать электроны.
Неметалличность – способность легко принимать электроны.
Ответ: При уменьшении атомного радиуса ослабевает способность атомов отдавать электроны, усиливается способность принимать электроны. К концу периода атомы элементов легче принимают электроны, что обеспечивает проявление неметалличности. При увеличении атомного радиуса возрастает способность атомов отдавать электроны. К концу группы, главной подгруппы атомы элементов легче отдают электроны, что обеспечивает проявление металличности.
6. Электроотрицательность – способность атомов элементов в соединениях оттягивать на себя электронную плотность. Самый электроотрицательный элемент – фтор.
Элетроотрицательность при движении в периодах слева направо увеличивается, в группах сверху вниз – уменьшается.
7. В чем же причина периодичностного изменения свойств элементов?
Причиной периодичности и является изменение строения внешнего, а также предвнешнего энергетического уровня; повторение числа электронов внешнего (предвнешнего) энергетического уровня.
Периодичность изменения свойств элементов сказывается и на свойствах простых веществ, образованных ими и на свойствах более сложных соединений: оксидов и гидроксидов.
Свойство По периоду слева направо По группе сверху вниз
Заряд ядра Число валентных электронов Число энергетических уровней Атомный радиус (самый маленький атомный радиус имеет F фтор) Энергия ионизации (самая высокая энергия ионизации у Fr франция) Металлические свойства, восстановительная активность (самый сильный металл - Fr франций) Неметаллические свойства, окислительная активность (самый сильный неметалл - F фтор) Электроотрицательность (самый электроотрицательный элемент - F фтор) Основные свойства оксидов и гидроксидов (относительно Fr франция) Кислотные свойства оксидов и гидроксидов (относительно F фтора) На данном уроке мы познакомимся с планом характеристики химического элемента по его положению в ПСХЭ.
В данной характеристике учащиеся показывают свои знания периодического закона Периодической системы и умения ими пользоваться правильно.
(12 мин) План характеристики химического элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева
1. Название элемента, химический знак, порядковый номер, относительная атомная масса; номер периода (большой или малый), номер группы, подгруппа (главная или побочная).
2. Строение атома элемента:
а) заряд ядра атома; количество протонов, нейтронов в ядре атома; количество электронов в атоме;
б) электронная формула атома и электронно-графическое изображение; семейство s-, р-, d-, f-элементов.
3. Металлический или неметаллический элемент.
4. Высшая валентность.
5. Высший оксид, характер высшего оксида (основный, кислотный, амфотерный); химические свойства высшего оксида (предложить несколько уравнений реакций).
6. Высший гидроксид, характер гидроксида (основание, кислота); химические свойства гидроксида (составить несколько уравнений реакций).
7. Летучее водородное соединение (для неметаллов).
В качестве примера для закрепления учащимися знаний можно предложить характеристики металлического (магния) и неметаллического (серы) элементов.
III. Домашнее задание (2 мин)
Учить записи в тетради.
Дидактические материалы стр. 41 вариант 1.
Дайте характеристика по 7 пунктам элементам с порядковыми номерами: 3, 6.
Хомченко 6.36, 6.37.