УМК Перспектива Рабочие программы по предметам в 4 классе


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол №___
от «___»_______________20____г,
Руководитель ШМО_________Л.В.КапаеваСогласована на методическом совете
Протокол №__ от «___»_________20___ г.
Заместитель директора по УР МКОУ
______________________И.Г.КоряноваУтверждена на заседании педагогического совета школы
Протокол № ___ от «___»______________20__ г.
Председатель педагогического совета
____________________ (_Н.В.Карагодина)
Учебная рабочая программа
по русскому языку
для 4"А" класса
на 2016 - 2017 учебный год
учителя начальных классов
Капаевой Людмилы Васильевны, 1 кв.категория

Введена в действие
приказом от«___»_________20___г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
ФГОС начального общего образования. Приказ МО России « 177785 от 22.12.2009
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 / 2017 учебный год.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Учебный план образовательного учреждения на 2016 / 2017 учебный год
Положение о рабочей программе МКОУ «Касторенская СОШ №1»
Место рабочей программы в образовательном процессе.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф. Климановой и Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часа в неделю, 170 часов в год.  В связи с праздничными днями в программу внесены изменения. Она рассчитана на 167 учебных часов.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
различать диалогическую и монологическую речь;
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
писать изложения по составленному плану;
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
делать полный и краткий пересказ текста;
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ
Содержание учебного предмета, курса
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный -безударный; согласный твердый мягкий, парный непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги.
Фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю,я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова как единства звучания и значения. Различение внешней (звуко - буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно - образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова - имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба - одежда). Знакомство со словарями. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах ( для связи слов в предложении). Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи, Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Глаголы-исключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи, Употребление числительных в речи...
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Отрицательная частица не, её значение, правописание не с глаголами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением;
- сочетания чк, чн,чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- двойные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слов ( на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь,мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных намя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- правописание частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев). Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Календарно-тематическое планирование

п/п
Дата Наименование
раздела, тема урока Кол-во часов Личностные
результаты УУД Предметные
результаты
План Факт регулятивные познавательные коммуникативные 1
01.09 Речевое общение
1 Проявлять интерес к изучению родного языка;
стремиться применять полученные знания в практике речевого общения
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач - ведения устной речи и оформления её
на письме,
-понимание значения языка как средства установления контакта, -общения между людьми, понимание
практической ценности получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.
1) Определить основные цели изучения раздела «Речевое общение»;
2) конкретизировать задачи общения: обмен информацией, выражение
эмоций, воздействие на собеседника;
3) уточнить значение
терминов, употребляемых в теме «Общение»;
4) вспомнить основные требования к устной и письменной речи.
2 02.09 Речь письменная и устная 1 Проявлять интерес к изучению родного языка;
стремиться применять полученные знания в практике речевого общения
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач - ведения устной речи и оформления её
на письме,
-понимание значения языка как средства установления контакта, -общения между людьми, понимание
практической ценности получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.
1) Определить основные цели изучения раздела «Речевое общение»;
2) показать значимость воздействия речи на человека и необходимость соблюдать нормы речевого поведения;
3) повторить правила
оформления предложения, основные орфограммы;
4) тренировать навык написания слов с непроверяемыминаписаниями, с непроизносимыми согласными
3 05.09 Цель речевого общения 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка; уважать чужое мнение
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык». - ведения диалога,
-знание основных правил общения,
-формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
1) Создать представление об общении как о процессе, в котором ставится определённаяцель и должен быть достигнут запланированный собеседниками результат;
2) определить наиболее распространённые цели речевого общения; 3) повторить алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова, безударных окончаний имён прилагательных, разделительных ъ и ь4-5 06.09
07.09 Правила общения 2 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка; уважать чужое мнение Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Русский язык». - ведения диалога,
-знание основных правил общения,
-формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
1) Создать представление об общении как о процессе, в котором ставится определённаяцель и должен быть достигнут запланированный собеседниками результат;
2) определить наиболее распространённые цели речевого общения;
3) повторить алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова, безударных окончаний имён прилагательных, разделительных ъ и ь6 08.09 Речевая культура. Обращение 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка; уважать чужое мнение Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Навык ведения диалога,
- умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией;
-представление о различии научной, официально-деловой и разговорной речи
1) Показать обусловленность вы-
бора монолога или диалога, выбора слов от цели общения;
2) расширить лексический запас детей словами-обращениями.
7 09.09 Обращение. Знаки препинания при обращении. 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка; уважать чужое мнение Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Навык ведения диалога,
- умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией
1) познакомить с постановкой знаков препинания приобращении;
2) закрепить коммуникативные навыки ведения диалога
8 12.09 Деловая речь. Составление планов. 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений,
вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания
работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
1)Дать представление об основных особенностях деловой речи;
2) формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи
9 13.09 Научная речь и художественная речь. 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце 1)Дать представление об основных особенностях научной и художественной
речи;
2) формировать умение составлять элементарныетексты в жанре речи научной речи;
10 14.09
15.09 Метафора и сравнение. 2 Стремиться к созданию собственных речевых произведений вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
1) Создать представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения;
2) воспитывать уважение и любовь к родномуязыку, показать его богатство и красоту;
3) систематизировать представление о языке как о чётко организованнойструктуре, активизировать знания об основных языковых
единицах.
12 16.09 Контрольное списывание 1 13
14 19.09
20.09 Текст. Признаки текста. Типы текстов. План простой и развёрнутый. 2 Стремиться к созданию собственных речевых произведений вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания работать со знаково-символической формой представления учебного материала -понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
1)Дать представление об основных особенностях деловой, научной и художественной
речи;
2) формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной
речи
15 21.09 Обучающее изложение 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию систематизировать и обобщать полученные знания
работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи.. Формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты
16 22.09 Текст-рассуждение,
текст- описание,
текст- повествование 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания
работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи.
Формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной
речи
17 23.09 Составление текстов разных типов. 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений ,вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи.
Формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной
речи
18 26.09 Составление собственного текста 1 Стремиться к созданию собственных речевых произведений ,вызывающих чувство прекрасного,
точных по содержанию,
ёмких информативно систематизировать и обобщать полученные знания работать со знаково-символической формой представления учебного материала -строить текст в зависимости от речевой ситуации;
-понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи.
Формировать умение составлять элементарныетексты в жанре деловой речи научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной
речи
19 27.09 Проверочная работа по темам «Речевое общение. Текст как речевое произведение» 1 20-21 28.09
29.09 Контрольный диктант по теме «Повторение » и его анализ 2 22 30.09 Средства общения 1 Уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку оценивать свои успехи в учебной деятельности
работать со справочной лингвистической литературой Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной1) Создать представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения;
2) воспитывать уважение и любовь к родномуязыку, показать его богатство и красоту;
3)систематизировать представление о языке как о чётко организованнойструктуре, активизировать знания об основных языковых
единицах.
23 03.10 Языковые единицы 1 Уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку оценивать свои успехи в учебной деятельности
работать со справочной лингвистической литературой Умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
1) воспитывать уважение и любовь к родномуязыку, показать его богатство и красоту;
2) систематизировать представление о языке как о чётко организованнойструктуре, активизировать знания об основных языковых
единицах.
24-25-26 04.10
05.10
06.10 Систематизация орфографических правил 3 Уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку оценивать свои успехи в учебной деятельности
работать со справочной лингвистической литературой допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Систематизировать представление о языке как о чётко организованнойструктуре, активизировать знания об основных языковых единицах.
27 07.10 Проверочная работа по теме «Средства общения» 1 28-29 10.10
11.10 Контрольный диктант по теме «Средства общения» и его анализ 2 30 12.10 Основные признаки предложения. Типы предложений по цели высказывания. 1 Осознавать язык как главное средство речевого общения контролировать и регулировать свои действия Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание Умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели
высказывания и правильно его построить
1)Систематизировать известные детям сведения о предложении; 2) развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания;
3) показать роль интонации и специальных языковых средств в формировании определённого типа предложения по цели высказывания и по интонации;
31 13.10 Типы предложений по цели высказывания и интонации. Пунктуация. 1 Осознавать язык как главное средство речевого общения контролировать и регулировать свои действия Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание Умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели
высказывания и правильно его построить
1) развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания;
4) показать смысловую функцию знаков препинания в конце предложения, при выделении значимых отрезков предложения.
32 14.10 Р.р. Составление текста-рассуждения на заданную тему. 1 Осознавать язык как главное средство речевого общения контролировать и регулировать свои действия Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание
Умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предложения в зависимости от цели
высказывания и правильно его построить
развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания;
33-34 17.10
18.10 Грамматическая основа предложения. 2 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание
Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения
1) Закрепить умение находить
в предложении главные члены;
2) показать обусловленность функции слова в предложении его морфологическими особенностями;
3) научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов;
35 19.10 Главные и второстепенные члены предложения 1 Понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание
Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения
1) Закрепить умение находить
в предложении главные члены;
2) научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов;
3) закрепить навыки орфографической зоркости
36 20.10 Способы выражения подлежащего и сказуемого. 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание
Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения
1) Закрепить умение находить
в предложении главные члены;
2) показать обусловленность функции слова в предложении его морфологическими особенностями;
3) научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов;
37 21.10 Связь слов в предложении 1 Понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание
Развивать коммуникативные умения грамотно строить предложения
1) показать обусловленность функции слова в предложении его морфологическими особенностями;
2) научить находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов;
3) закрепить навыки орфографической зоркости
38 24.10 Однородные члены предложения 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание Коммуникативный
навык использования и конструирования предложений
с однородными членами.
1) Показать смысловую ёмкость предложений с однородными членами;
2) выработать навык нахождения однородных членов в простых предложениях;
3) познакомить со знаками препинания при однородных членах
39 25.10 Обучающее изложение 1 40 26.10 Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. 1 Понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание Коммуникативный
навык использования и конструирования предложений
с однородными членами.
1) выработать навык нахождения однородных членов в простых предложениях;
2) познакомить со знаками препинания при однородных членах с соединительными и разделительными
союзами;
41-42 27.10
28.10 Знаки препинания при однородных членах предложения 2 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание Коммуникативный
навык использования и конструирования предложений
с однородными членами.
познакомить со знаками препинания при однородных членах с соединительными и разделительными
союзами, неповторяющимися и повторяющимися;
43 07.11 Простые и сложные предложения Знаки препинания в сложных предложениях с союзами И,А,НО 1 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Сравнивать простые и сложные предложения, предложение Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
1) ввести понятие сложного предложения (на материале сложносочинённых предложений);
2) сформировать умение различать простое и
сложное предложения;
3) познакомить с постановкой запятых в элементарном сложном предложении;
44 08.11 Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. 1 Использовать полученные знания в практике общения оценивать свои успехи в учебной деятельности Сравнивать предложение и словосочетание Формирование навыка культуры
речи, грамотного использования словосочетаний в речи.
1) повторить различия между словосочетанием, словом и предложением;
2) закрепить умение находить словосочетания
45-46 09.11
10.11 Контрольный диктант по теме«Предложение» и его анализ 2 Слово и его значение 7 час.
47 11.11
Лексическое значение слова 1 Использовать полученные знания в практике общения Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Сравнивать простые и сложные предложения,предложение и словосочетание
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения.
48 14.11 Виды лингвистических словарей 1 Использовать полученные знания в практике общения Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Сравнивать различные виды словарей Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Сформировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка, познакомить с различными типами лингвистических слова
рей, научить пользоваться ими;
Обогатить словарный запас учащихся синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами;
49 15.11 Звукобуквенная форма слова и его лексическое значение 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
работать со справочной лингвистической литературой Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Дать общее представление
о понятии «грамматическое значение»;
показать различия между лексическим значением, присущим каждому слову, и значением грамматическим, свойственным целому
ряду слов;
50-51 16.11
17.11 Синонимы, антонимы, омонимы 2 Использовать полученные знания в практике общения Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
работать со справочной лингвистической литературой Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Обогатить словарный запас учащихся синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами;
52 18.11 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. 1 Использовать полученные знания в практике общения Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. работать со справочной лингвистической литературой Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Дать общее представление
о понятии «грамматическое значение»;
53 21.11 Проверочная работа по теме «Слово и его значение » 1 СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА 23час.
54
22.11 Состав слова. 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
1)систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова; 2) закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем;
повторить алгоритм проверки орфограммы
3) закрепить знания
о семантике морфем;
55-56 23.11
24.11 Образование новых слов с помощью приставок 2 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
создание моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
1)систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова; 2) развивать речь детей при образовании слов
посредством суффиксов и приставок;
57 25.11 Разделительный твёрдый знак 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. создания моделей изучаемых объектов и процессов, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
повторить алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ъ и ь»;
58 28.11 Разделительный мягкий знак 1 Стремиться к получению новых знаний принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. создания моделей изучаемых объектов и процессов, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Повторить алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ъ и ь»;
59 29.11 Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак 1 совершенствование своих знаний в области родного языка принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. создания моделей изучаемых объектов и процессов, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Повторить алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ъ и ь»;
60 30.11 Диктант по теме «Правописание предлогов и приставок». 1 61 01.12 Образование новых слов с помощью суффиксов 1 Использовать полученные знания в практике общения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных задач строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
ввести орфограмму «Правописание суффиксов -ик-—-ек- в именах существительных»;
62 02.12 Правописание суффиксов –ек-
-ик-.1 Использовать полученные знания в практике общения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
ввести орфограмму «Правописание суффиксов -ик-—-ек- в именах существительных»;
.
63 05.12 Однокоренные слова 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. 1)систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова; 2) закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем;
64-65-66 06.12
07.12
08.12 Правописание гласных и согласных в корне слова3 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. представлениеинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем;
повторить алгоритм проверки орфограммы
67 09.12 Удвоенные согласные в корне слова 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, представлениеинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия повторить алгоритм проверки орфограммы
68 12.12 Обучающее изложение по коллективно составленному плану 1 применять полученные знания в практике 69 13.12 Анализ изложения 1 70 14.12 Однокоренные слова и формы слова 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. представлениеинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем;
повторить алгоритм проверки орфограммы
71 15.12 Правописание соединительных гласных в сложных словах 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. представлениеинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы закрепить навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
72 16.12 Обучающее сочинение «Первый снег» 1 применять полученные знания в практике 73 19.12 Повторение правописания изученных орфограмм 1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. представлениеинформации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы закрепить представление учащихся о единообразии написания морфем;
74 20.12 Проверочная работа по теме «Состав слова. Однокоренные слова» 1 75-76 21.12
22.12 Контрольный диктант по теме «Состав слова. Однокоренные слова» и его анализ 2 применять полученные знания в практике 77 23.12 Различие и общность частей речи. 1 применять полученные знания в практике Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, рассмотреть понятие «части речи» на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические
значения; показать роль в предложении слов каждой из частей речи;
78 26.12 Грамматические значения частей речи 1 применять полученные знания в практике Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, рассмотреть понятие «части речи» на новом уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические
значения;
79 27.12 Проверочная работа по теме
«Целостное
представление о частях речи. Их роль впредложении» 1 применять полученные знания в практике 80 28.12 Контрольный диктант за I полугодие 1 81 29.12 Распределение слов по частям речи 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. Использование знаково-символических средств представления информации Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия рассмотреть понятие «части речи» на новом
уровне: как группу слов, имеющих общие грамматические
значения;
82 11.01 Роль частей речи в предложении 1 Стремиться к получению новых знаний Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия показать роль в предложении слов каждой из частей речи;
83 12.01 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1 применять полученные знания в практике. определять наиболее эффективные способы достижения результата
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Повторить основные сведения об именах существительных: одушевлённость-неодушевлённость, род, число, падеж;
84 13.01 Число и род имён существительных 1 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; результата
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей учебных и практических задач.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Повторить основные сведения об именах существительных: одушевлённость-неодушевлённость, род, число, падеж;
85-86 16.01
17.01 Падеж имён существительных 2 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности углубить знания о способах определения падежа;
отработать алгоритм
определения падежа имени существительного;
познакомить с алгоритмом определения падежного окончания имени
существительного.
87 18.01 Падеж имён существительных.
Несклоняемые имена существительные 1 Использовать полученные знания в практике общения Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойСоздание моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности познакомить с несклоняемыми именами существительными, научить определять род несклоняемых названий неодушевлённых предметов и животных;
88 19.01 Три склонения имён существительных 1 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Выработка навыка различения окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
Выработка навыка написания падежных окончаний имён существительных во множественном числе;
89 20.01 Обучающее изложение 1 90-91-92 23.01
24.01
25.01 Падежные окончания существительных 1-го склонения 3 Стремиться к получению новых знаний Выработка навыка различения окончаний существительных 1склонения;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Выработка навыка различения окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
93-94-95 26.01
27.01
30.01 Падежные окончания существительных 2-го склонения 3 Стремиться к получению новых знаний углубить знания о способах определения падежа имени существительного 2 склонения;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы - ведения диалога,
-знание основных правил общения,
-формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
Выработка навыка различения окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
96-97 31.01
01.02 Падежные окончания существительных 3-го склонения 2 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать цели и задачи учебной деятельности; - ведения диалога,
-знание основных правил общения,
-формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
Выработка навыка различения окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
98-99 02.02
03.02 Падежные окончания существительных в единственном числе 2 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей находить ответы на проблемные вопросы - ведения диалога,
-знание основных правил общения,
-формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим отработать алгоритм
определения падежа имени существительного;
развитие речи учащихся при составлении словосочетаний
100-101 06.02
07.02 Склонение имён существительных во множественном числе 2 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить ответы на проблемные вопросы формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
Выработка навыка написания падежных окончаний имён существительных во множественном числе;
102 08.02 Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить ответы на проблемные вопросы формировать доброжелательное
и толерантное отношение к окружающим
Выработка навыка различения окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения;
Выработка навыка написания падежных окончаний имён существительных во множественном числе
103-104 09.02
10.02 Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ 2 105 13.02 Род, число и падеж имени прилагательного 1 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия понимать цели и задачи учебной деятельности Умения рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Повторить алгоритм определения рода и числа имени прилагательного в словосочетании
или в предложении;
106-107 14.02
15.02 Безударные окончания мён прилагательных 2 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия понимать цели и задачи учебной деятельности постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
отработка алгоритма определения написания безударного окончания имени прилагательного;
108-109-110 16.02
17.02
20.02 Склонение имён прилагательных 3 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия понимать цели и задачи учебной деятельности постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Повторить алгоритм определения рода и числа имени прилагательного в словосочетании
или в предложении;
отработка алгоритма определения написания безударного окончания имени прилагательного;
111-112-113 21.02
22.02
27.02 Склонение прилагательных во множественном числе 3 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия понимать цели и задачи учебной деятельности постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера отработка алгоритма определения написания безударного окончания имени прилагательного;
114 28.02 Разбор имени прилагательного как части речи 1 Стремиться к получению новых знаний Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия понимать цели и задачи учебной деятельности постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера 115 01.03 Проверочная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи » 1 116-117 02.03
03.03 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи» и его анализ 2 118 06.03 Местоимение как часть речи 1 применять полученные знания в практике. формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, информации Выработать навык речевого этикета при обращении на «вы».
Закрепить представление обосновной функции местоимений в речи — о назначении заменять имена существительные
119 07.03 Склонение личных местоимений 1 и 2 лица 1 применять полученные знания в практике. формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, информации Выработать навык речевого этикета при обращении на «вы».
ввести понятие лица местоимения;
научить склонять личные местоимения по падежам и числам.
120 09.03 Склонение личных местоимений 3 лица 1 применять полученные знания в практике. формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата Использование различных способов поиска, сбора, обработки, информации Выработать навык речевого этикета при обращении на «вы».
ввести понятие лица местоимения;
научить склонять личные местоимения по падежам и числам.
121 10.03 Изменение личных местоимений по падежам 1 применять полученные знания в практике. формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата Использование различных способов поиска, сбора, информации Выработать навык речевого этикета при обращении на «вы».
научить склонять личные местоимения по падежам и числам.
122 13.03 Проверочная работа по теме «Местоимение как часть речи» 1 Контроль знаний 123-124 14.03
15.03 Контрольный диктант по теме «Местоимение как часть речи» и его анализ 2 125 16.03 Категории времени, числа и рода (в прошедшем времени) глаголов. 1 формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
повторить грамматические особенности глаголов: изменение по временам, числам и (в прошедшем времени) по родам;
126 17.03 Прошедшее время глагола 1 Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
повторить грамматические особенности глаголов: изменение по временам, числам и(в прошедшем времени) по родам;
127-128 20.03
03.04 Неопределённая форма глагола 2 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познакомить с новой орфограммой — неопределённой формой глагола, правописанием -тся и -ться в глаголах;
выработать навык верного написания этой орфограммы
129 04.04 Спряжение глаголов в настоящем времени 1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности , научить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;
130 05.04 Спряжение глаголов в будущем времени 1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Использование знаково-символических средств представления информации умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане познакомить с образованием форм глаголов будущего времени с помощью вспомогательного глагола и без него;
131 06.04 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени 1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
формировать доброжелательное и толерантное отношение при работе в паре и группе ввести орфограмму
«Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа»; дать представление о безударных личных окончаниях глагола как об орфограмме.
132 07.04 I и II спряжение глаголов 1 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы; формировать доброжелательное и толерантное отношение при работе в паре и группе Познакомить с двумя спряжениями глаголов;
ввести алгоритм определения спряжения глаголов;
133-134 10.04
11.04 Способы определения спряжения глаголов 2 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
ввести алгоритм определения спряжения глаголов;
выработать навык верного написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
135-136 12.04
13.04 Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени 2 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы; умение управления своим поведением и партнера – контроль, коррекция, отработка умения верно находить начальную форму глагола, научить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;
137-138 14.04
17.04 Правописание глаголов на–тся и -ться2 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществление взаимного контроля правописание -тся и -ться в глаголах;
выработать навык верного написания этой орфограммы
139 18.04 Глаголы-исключения 1 Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения  понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
строить сообщения в устной и письменной форме; осуществление взаимного контроля .повторить грамматические особенности глаголов:
140 19.04 Правописание безударных окончаний глаголов 1 Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
понимать цели и задачи учебной деятельности строить сообщения в устной и письменной форме повторить грамматические особенности глаголов: спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;
141 20.04 Разбор глагола как части речи 1 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
находить ответы на проблемные вопросы Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. повторить грамматические особенности глаголов: изменение по временам, числам и (в прошедшем времени) по родам; отработка умения верно находить начальную форму глагола, научить спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;
142 21.04 Проверочная работа по теме «Глагол» 1 143-144 24.04
25.04 Контрольный диктант по теме «Глагол» 2 145 26.04 Имя числительное как часть речи 1 Стремиться к получению новых знаний Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
понимать цели и задачи учебной деятельности строить сообщения в устной и письменной форме; осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.
Знать:
Критерии выделения частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
146 27.04 Разряды имён числительных 1 Стремиться к получению новых знаний Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера находить ответы на проблемные вопросы стремиться к сотрудничеству, работая в паре Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.
147 28.04 Пров. работа по теме «Имя числительное как часть речи» 1 148 02.05 Наречие как часть речи 1 Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека.
Понимание значимости позитивного стиляобщения, основанного намиролюбии терпении, сдержанности и доброжелательности.
Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, Знать:
Критерии выделения частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
149 03.05 Употребление наречий в речи 1 Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи Грамматическое значение частей речи.
Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.
150 04.05 Правописание наречий 1 Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи Образовывать наречия от имён прилагательных.
151-152 05.05
10.05 Контрольный диктант по темам « Имя числительное как часть речи. Наречие как часть речи» и его анализ. 2 153154 11.05
12.05 Слово и его значение 2 Стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения Различать слова разных частей речи на основе общности их значений,  грамматических признаков и роли в предложении.
Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, 
Уметь:
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами
155 15.05 Подробное изложение по коллективно составленному плану 1 156-157-158 16.05
17.05
18.05 Части речи 3 Позитивно оценивать роль знаний  и учения для самостоятельной жизни человека. Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения Различать слова разных частей речи на основе общности их значений,  грамматических признаков и роли в предложении.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов Знать:
Критерии выделения частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
Уметь:
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Списывать аккуратно и без ошибок текст
159160161162 19.05
22.05
23.05
24.05 Правила правописания 4 Позитивно оценивать роль знаний  и учения 163 25.05 Контрольное списывание 1 164-165 26.05
29.05 Итоговый контрольный диктант и его анализ 2 166-167 30.05
31.05 Итоговая комплексная работа 2 168 Итоговый урок 1 169-170 31.05 Резервные уроки 2
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Рабочие программы.
1-4 классы, Москва, Просвещение. 2011
Учебники
1. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Учебник. 4класс. В 2 ч. Ч.1. Москва, Просвещение. 2013
2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Учебник. 4класс. В 2 ч. Ч.2. Москва, Просвещение. 2013
Рабочие тетради:
1.Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. Ч.1. Москва, Просвещение. 2015
2.Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. Ч.2. Москва, Просвещение. 2015
Методические пособия
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
Уроки русского языка. 4 класс. Москва, Просвещение. 2015
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
Проектор
Компьютер
Экранно- звуковые пособия
CD Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку