Классный час на тему «Волшебные слова»


Классный час (1 класс)
«Волшебные слова…Этикет речи»
Цели: познакомить с понятием «этикет», способствовать более прочному и сознательному усвоению “Добрых слов”, содействовать развитию речи детей.
Ход урока
I Организационный момент
Здравствуйте!Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.Здравствуйте!Что особого тем друг другу сказали?Просто “Здравствуйте!”, больше ведь мы ничего не сказали.Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего на капельку радостней сделалась жизнь?В. Солоухин
Вы сказали встречному: “Здравствуйте!” Много это или мало?
С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было.
Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г. Остер
-Это «вредный совет» от Г. Остера. Можно ли им воспользоваться? Почему? Вы правильно догадались, что стихи написаны в шутливой форме и следовать им нельзя.
II Сообщение темы урока
А поговорим мы сегодня о речевом этикете. – Найдем в словаре толкование слова “Этикет”.
Этикет (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Добрый день Владимир Натанович Орлов
День был серый.
Непогожий,
Над землёй
Густела тень.
— Добрый день! –
Сказал прохожий.
Я ответил:
— Добрый день!
После этого
Мгновенья
До конца
Большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым
У меня.
Почему у мальчика изменилось настроение?
Сегодня мы с вами поговорим о добрых словах. Какие слова относятся к добрым? Почему?
III Работа по теме урока
В народе есть замечательная пословица: « Доброе слово и кошке приятно». Попробуйте объяснить её смысл.
О. Дриз « Добрые слова»
Добрые слова не леньПовторять мне трижды в день. Только выйду за ворота,Всем идущим на работу,Кузнецу, ткачу, врачу,Чтец: С добрым утром!- я кричу. Добрый день! –кричу я вследВсем идущим на обед!“Добрый вечер!” - так встречаюВсех, домой спешащих к чаю. - Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни. 
Что можете сказать об этом мальчике?  Из этого стихотворения видно, что мальчик знает волшебные слова и умеет ими пользоваться.
- Я хочу проверить, умеете ли вы пользоваться "добрыми" словами.
- Когда говорят "спасибо"? (когда за что-то благодарят)
- Каким другим словом можно заменить "спасибо"? (благодарю)
- Когда употребляется слово "пожалуйста"? (когда обращаемся с просьбой)
- Каким словом можно заменить слово "пожалуйста"? (будьте любезны, будьте добры)
- Почему эти слова можно назвать "волшебными"? (они приносят радость другим людям)
Какие еще волшебные слова вам известны? Что они означают?
Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может согреть душу, приободрить, развеселить, вселить уверенность, рассеять плохое настроение. Но только ли добрые слова нужны людям? ( Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)
Давайте поиграем в игру, продолжи фразу. Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаюРастает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста)И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)
Вы любите и умеете решать задачи на уроках математики, я вам предлагаю решить задачки, но не математические.
1. По улице идёт старый человек, опираясь на палочку. Часто останавливается, чтобы отдохнуть. Двое мальчиков начали подражать походке старика (сгорбились, стали шаркать ногами, смеяться).
- Что бы вы сказали таким мальчикам?
2.Учительница разговаривает с библиотекарем. "Марина Ивановна,- Обращается Наташа к учительнице,- я забыла дома тетрадь по математике..."
- Что ещё забыла девочка?
3. Прозвенел звонок на большую перемену, учительница сказала: "Урок окончен". Несколько мальчиков с криками "Ура!" сорвались с мест и бросились к дверям.
- О каких правилах вежливости забыли мальчики?
4. Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя вести себя,- заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала?- Возразила Лена. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- И Лена, и старушка произнесли одно и тоже слово пожалуйста. Но с одинаковым ли выражением лица и одинаковой интонацией было произнесено это слово?
Работа в тетради
Ребята, а для чего человеку руки? А можно ли с помощью рук общаться? Что делать, если друг далеко, а вам хочется поговорить с ним? ( Позвонить)
Инсценируйте телефонный разговор с другом. ( Тему разговора выбирают сами ребята)
Минутка чистописания
Бежит, гудит по проводам,
Говорю здесь, а слышно там. (Телефон)
Упражнение №1 «Дорисуй»
Упражнением №2 «Напиши красиво».
Упражнение №4 « Слова-матрешки». Найдите в каждом слове другое слово и запишите .
Шарф-шаржеребенок-ребенок
Шутка-утказащитник-щит
Машина - шинажуравль-ураКакое из записанных слов нельзя изобразить рисунком ? Почему?
Игра “Вежливо  - невежливо”. Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда    я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами. Начнем.- Поздороваться при встрече- Толкнуть и не извиниться- Свистеть, кричать, шуметь в школе. - Уступить место старшим. - Не вставать на обращение учителя. - Помочь подняться по лестнице. - Попрощаться уходя. - О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей. А какие пословицы и поговорки знаете вы. (Дети вспоминают пословицы  о вежливости) 
Упражнение №6 . Прочитайте текст. Найдите и подчеркните вежливые слова. Выпишите их. Какие слова нужно выписать?
Сейчас я вам расскажу одну историю, которую я недавно наблюдала, а вы слушайте внимательно, в конце рассказа я задам вам вопрос, на который вы должны дать ответ.
“Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел. Что же мальчик сказал старичку, отчего дедушка сразу перестал сердиться?”
Итог урока
Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами…  Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! -Так, что же такое вежливость?Клятва Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания,Нет в мире лучше звания.Клянемся добрыми мы быть,А лень и грубость позабыть. Учится этикету, науку помнить эту.Клянемся добрыми мы быть Не погибни во мне доброта!
Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы будете часто говорить «добрые слова».
Продолжите.
Я сегодня узнал….
Мне сегодня понравилось….
Мне пригодится…
Игра «Комплимент»
И в конце давайте скажем друг другу теплые слова. Скажите своему соседу по парте комплимент. Ведь волшебные слова делают всех людей добрыми.