Доклад. Обеспечение благоприятных педагогических условий для содействия и сотрудничества детей и взрослых.


Обеспечение благоприятныхпедагогических условий для содействия
и сотрудничества детей и взрослых.
Если человек  загадывает на год - он сеет хлеб.
Если человек  загадывает на десятилетия - он  сажает деревья.
              Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.
(старая японская мудрость)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
 
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
 
Поэтому наш коллектив работает  над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном  ДОУ».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведём по четырем направлениям.
 
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
 
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
 У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа сотрудников ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
 
 цели  учреждения:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
 
Для скоординированной работы детского сада и родителей решаем следующие задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих детей.
 
С этой целью  используем активные формы и методы работы с родителями:
родительские собрания;
консультации;
организованная деятельность детей с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни общения;
Дни добрых дел;
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом;
беседы с детьми и родителями;
семинар – практикум;
почта Доверия;
анкетирование
 
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. 
Родители стали активными участниками всех дел в ДОУ, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки,
папки - передвижки «По Совету всему свету», «Советы доктора Айболита»
семейный альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днем».
Фотомонтаж  «Из жизни группы», «Мы – друзья природы»,
«В кругу семьи»,
фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья», «Играем вместе».семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел.
     Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей  мы используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем»,  «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания    Активность родителей в создании  выставок говорит о том, что эта форма работы являются востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
 
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
 
В ДОУ проведены:
праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения».
развлечения «Семейные посиделки», «День здоровья».
спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»,
вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья».  
выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей»,
выставки семейных коллекций, поделок «Из бабушкиного сундучка»,
 « Награды моего деда».
экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» . Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями.
 Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
консультации для родителей;
составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
распределение ролей взрослых;
изготовление пригласительных билетов;
подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
индивидуальные встречи и консультации;
изготовление атрибутов, пособий.
Самым значительным событием в жизни нашего садика стало проведение мероприятий посвященных 70 летию Великой Победы, участие в районном конкурсе “Звездная дорожка” Стали победителями в номинации “За лучший спектакль, посвященный 70 летию Победы ВОВ”. Наши воспитанники так же участвуют во всех районных конкурсах , как “Шаги к успеху”, “ Звонкий каблучок”, “Весенняя капель” и становятся победителями.
Дети совместно с сотрудниками детского сада и родителями подготовили концерт и показали на сцене клуба. Зрители тепло принимали каждое выступление детей. Многие зрители кроме стоимости билета оказали спонсорскую помощь садику. На вырученные деньги родительский комитет использовал на нужды детского сада.
      Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому мы  решили – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Теперь у нас стало традицией, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья»,.Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. 
 
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества : «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. В решении этой задачи нам помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках  заранее вывешиваем  интригующее, яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам  лучше узнать моих детей. 
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе ДОУ сделано руками пап и мам наших детей.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в ДОУ было хорошо, уютно.
 В зависимости от плана работы, сообща обговариваем  каждое мероприятие, решаем  проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
 Воспитание  и  развитие ребенка невозможны  без участия  родителей . Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
 На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
 
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателя стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 45% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов.
 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 93% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
 В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в детском саду.
 Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла  отрадные  результаты . Семья и детский сад два воспитательных феномена , каждый из которых  по  – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия  для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Мы убедились, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
 Мы не останавливаемся на достигнутом ,  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих детей.
Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом нового учебного года. Что пожелать вам остаётся: Любви, заботы и тепла. Пусть вам удача улыбнётся За ваши добрые дела! Здоровья крепкого желаю И чтоб всему детей учить. Терпения вам, отзывчивых детей, творчества.