Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
Тематика сюжетно-ролевых игр
Оснащение игры материалами и их хранение


Планирование
Приемы формирования игровых умений
Приемы управления детскими взаимоотношениями в игре
Приемы развития творческой активности детей в игре

1квартал
Детский сад. Семья. Магазин. В гостях у матрешки. Кукольный спектакль ’Петрушка и шарик’’

2квартал
Семья. Больница. Парикмахерская. Детский сад.

3квартал
Магазин игрушек. Магазин. Семья. Автобус. Пароход. Больница. Парикмахерская. Зоопарк.

Складные деревянные рамы, ширмы. Сюжетные игрушки(куклы, посуда, животные, наборы ’Парикмахер’’, ’’Доктор’’ и пр.). Лаконичные ролевые атрибуты. Предметы-заместители(детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов, размеров, брусочки, палочки, веревочки). Мелкие игрушки для индивидуальной и сюжетной совместной игры (сказочные и ’семейные’’ персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили)
Хранение ’’открытое’: уголки разворачиваются постепенно, по мере реализации программы
1.блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры(чтение книг, прослушивание пластинок ,рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)
2.блок.Обогащение игрового опыта детей. Планирование ежедневной совместной игры с 1 – 2 детьми или с 1 – 2 парами групповой игры(не более 7 – 10 минут), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей
3.блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей
4.блок .Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения детей в процессе игровой деятельности
5.блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой : используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь(монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.
6.блок.Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей:
1)Информирование родителей о важности и значений игры для ребенка в дошкольном возрасте

Цель. Принимать роль, обозначать её словом, осуществлять ролевые действия, совместная ролевая игра с партнером-сверстником, ролевой диалог
1.Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их
2.Вовлечение детей в игру на дополнительные роли
3.Называние своей роли, обращение к партнеру как к носителю роли
4.Словестное пояснение ролевых игровых действий
5.Представление детям ’обыгранных игрушек’’ и ролевых атрибутов
6.Наблюдение за играми детей с целью ’подытоживания’’ для осознанного принятия ребенком игровой роли
7.Подключение к игре с целью угадывания роли
8.Совместная игра воспитателя с двумя детьми, у первого – главная роль
9.Реплики, вопросы с целью активизации речи ребенка-партнера
10.Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий
11.Игры воспитателя с подгруппами детей по мотивам известных сказок(с однотипными действиями)
1.Организация совместных игр для детей:
а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми , предлагая игры
б)объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом
2. Развитие умений общаться по поводу игры: оговариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру
3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание
4. Включение в игру застенчивых детей и ``изолированных``
5. Учет индивидуальных способностей личности детей
6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре(отдельные игры и совместные)
1.Начало игры:
а)по инициативе воспитателя
Внесение новых атрибутов;
Рассказ воспитателя;
Совместная игра
б)по инициативе детей
2.Воспитатель не регламентирует игру детей:
Вовлечение в игру по желанию;
Свобода выхода из игры
3.Представление детям возможности выбора:
Вида игры;
Сюжета;
Роли;
Партнера;
Игрушек, атрибутов и пр.
4.поощрение детей к импровизации в игре:
Придумывание сюжетов;
Введение оригинальных персонажей в традиционные игры;
Смена и совмещение ролей;
Изготовление атрибутов и костюмов и пр.
5.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования
6.Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
Эмоциональное включение в игру;
Внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.