Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе

Руководство сюжетно-ролевыми играми в средней группе ( от 4 до 5 лет)
Тематика сюжетно-ролевых игр
Оснащение игры мате-
риалами и
их хранение

Планирование
Приемы формирования игровых умений
Приемы управления
детскими взаимо-
отношениями в игре
Приемы развития творческой активности детей в игре

1.квартал.
Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача

2.квартал.
Детский сад. Салон красоты. День рождения Мишки . Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей . Пароход. Кукольный театр.

3.квартал.
Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Кукольный театр.
Сюжетно- образные игрушки, предметы заместители(муляжи, плоскостные заместители на цвет и форму , на форму)

Хранение `полуоткрытое``: во второй половине года первые игры можно сложить в коробки, на которых изображен символ данной игры

1.блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры(чтение книг, прослушивание пластинок ,рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)
2.блок. Обогащение игрового опыта детей. Воспитатель планирует совместную игру с одним ребенком или небольшой группой 3 раза в неделю. Групповая игра – 1-2раза в неделю. Подготовительные периоды к самостоятельной игре детей – по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации в группе.
3.блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторных)
4.блок .Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения детей в процессе игровой деятельности
5.блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой : используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь(монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.
6.блок.Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей:
1)Информирование родителей о важности и значений игры для ребенка в дошкольном возрасте
2)Показ родителям(одному, двум одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.
Цель. Установление разнообразных ролевых связей, изменение роли в ходе развертывания игры
1. Разыгрывание с детьми многоперсонажных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными (главная роль - у ребенка , второстепенные у воспитателя)
2. Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок (главная роль - у ребенка , второстепенные - у воспитателя)
3. Схема сюжетов – прежняя, но главная роль у взрослого. Подключение детей к игре на разных дополнительных ролях.
4. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, ``замыкает`` детей на ролевое взаимодействии друг с другом..
1.Организация совместных игр для детей:
а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми , предлагая игры
б)объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом
2. Развитие умений общаться по поводу игры: оговариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру
3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание
4. Включение в игру застенчивых детей и ``изолированных``
5. Учет индивидуальных способностей личности детей
6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре(отдельные игры и совместные)
1.Начало игры:
а)по инициативе воспитателя
Внесение новых атрибутов;
Рассказ воспитателя;
Совместная игра
б)по инициативе детей
2.Воспитатель не регламентирует игру детей:
Вовлечение в игру по желанию;
Свобода выхода из игры
3.Представление детям возможности выбора:
Вида игры;
Сюжета;
Роли;
Партнера;
Игрушек, атрибутов и пр.
4.поощрение детей к импровизации в игре:
Придумывание сюжетов;
Введение оригинальных персонажей в традиционные игры;
Смена и совмещение ролей;
Изготовление атрибутов и костюмов и пр.
5.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования
6.Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
Эмоциональное включение в игру;
Внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.