Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ОТ 5 ДО 6)
Тематика сюжетно-ролевых игр
Оснащение игры материалами и их хранение
Планирование
Приемы формирования игровых умений
Приемы управления детскими взаимоотношениями
Приемы развития творческой активности детей в игре

1 квартал.
Сентябрь
Кондитерская фабрика. Магазин(овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход(труд речников)
Октябрь
Пароход( мы плывем по реке Волге). Транспорт(сухопутный, морской, воздушный). Подготовка к открытию детского сада. Магазин(кондитерский, хлебный)
Ноябрь
Животноводы. Столовая. Магазин(игрушки, кондитерский, овощной, хлебный). Детский сад. Путешествие в Атлантиду, на другую планету.
2 квартал.
Декабрь
Путешествие в дальние страны. Больница с разными отделениями. Поликлиника. Аптека. Строители космодрома.
Январь
Пароход(мы плывем по реке Волге, Неве). Отправляемся в путешествие по России и другим странам(выбор транспорта). Открывается новый детский сад. Магазин(хлебный, кондитерский). Мы строим город будущего.Аэропорт. Мы- артисты. Ателье
Февраль
Семья. Цирк. Путешествие с приключениями. Мы- художники. Рыболовецкое судно
3 квартал.
Март
Мы строим Москву. Зоолечебница. Почта, телеграф. Праздник 8 Марта- дома. Как мы поздравляем мам в детском саду
Апрель
Космическое путешествие. Мы- цирковые артисты. Газетный киоск. Кулинария. Дискотека. Мы строим Санкт-Петербург
Май
Лесная школа. Весенний бал. Уличное движение. В театре- премьера. В ботаническом саду

Сюжетные игрушки, полифункциональные материалы: предметы-заместители, природный материал, бросовый материал, собственные поделки


Хранение ’закрытое’’: атрибуты сложены в коробки по назначению – ’Посуда’’, ’Белье’’, ’’Одежда’’, ’’Аксессуары’’ и т. п.
1.блок. Обогащение жизненного опыта ребенка. Познавательно-речевые занятия и совместную деятельность воспитателя с детьми тематически связывать с новой темой игры(чтение книг, прослушивание пластинок ,рассказ воспитателя о себе и о других людях, об их взаимоотношениях, о содержании их деятельности, обращать внимание на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.)
2.блок.Обогащение игрового опыта детей. Планирование игры-придумывания (на 1-2-м этапах – с 2-3 детьми, на 5-м этапе – с 4-5 детьми; длительность игры-придумывания- не более 10-15минут)
3.блок. Развивающая среда. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей: внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторных)
4.блок .Развивающие задачи в игровой деятельности. Развитие воображения и общения детей в процессе игровой деятельности
5.блок. Игра как средство элементарной диагностики. Наблюдение воспитателя за игрой : используют ли дети предметы-заместители, принимают ли на себя роли, как осуществляют игровые действия, вступают ли в ролевой диалог, какова их речь(монологическая, диалогическая), выдумывают ли новые сюжеты, возникают ли конфликты между детьми и пр.
6.блок.Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей:
1)Информирование родителей о важности и значений игры для ребенка в дошкольном возрасте
2)Предлагать родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений.
3)Показ родителям(одному, двум одновременно) приемов формирования игровых умений у детей в ходе самой игры.
Цель.Учить детей включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях. Пояснять партнёрам по игре свои ближайшие замыслы о развитии событий в игре, выяснять их отношение к предложенному, разворачивать общий сюжет игры с учетом мнений всех сторон. Основное средство - игра-придумывание, игра-фантазирование. Этапы работы над игрой-придумыванием:
1.Совместный пересказ известной сказки (одноразовое включение)
2.Преобразование известной сказки(2 – 3 раза)
Замена главного героя;
Замена искомого; объекта или персонажа;
Замена волшебного средства;
Предложение воспитателем начала сказки (необходимо иметь несколько вариантов);
3.Придумывание новой сказки с соединением сказочных событий с реалистическими
4.Развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе ’телефонных разговоров’’(соединение сюжетосложения с ролевым взаимодействием(
5.Придумывание новых историй на основе реалистических событий (стимулирование знаний, полученных на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов)(до 4 – 5 человек. Длиться не более 10 – 15 минут). Режиссерская игра – развернутая форма коллективной деятельности. Это разновидность сюжетной игры, в которой ребенок организует деятельность как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Развитие режиссерской игры способствует переходу на новый уровень воображения. Роль взрослого – наблюдатель за ходом событий и консультант, к которому дети обращаются в случае затруднений.
1.Организация совместных игр для детей:
а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми , предлагая игры
б)объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом
2. Развитие умений общаться по поводу игры: оговариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру
3. Видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание
4. Включение в игру застенчивых детей и ``изолированных``
5. Учет индивидуальных способностей личности детей
6. Способствование поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре(отдельные игры и совместные)
1.Начало игры:
а)по инициативе воспитателя
Внесение новых атрибутов;
Рассказ воспитателя;
Совместная игра
б)по инициативе детей
2.Воспитатель не регламентирует игру детей:
Вовлечение в игру по желанию;
Свобода выхода из игры
3.Представление детям возможности выбора:
Вида игры;
Сюжета;
Роли;
Партнера;
Игрушек, атрибутов и пр.
4.поощрение детей к импровизации в игре:
Придумывание сюжетов;
Введение оригинальных персонажей в традиционные игры;
Смена и совмещение ролей;
Изготовление атрибутов и костюмов и пр.
5.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования
6.Способствование эмоционально-насыщенной атмосферы в игре:
Эмоциональное включение в игру;
Внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.