Конспект урока русского языка на тему Повторение изученного по теме Причастие (7 класс)


ТЕМА: «Повторение изученного о причастии»
ЦЕЛИ: повторить и обобщить изученный материал о причастии;
развивать умение находить причастный оборот и обособлять его;
воспитывать любовь к родному языку, к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат для игры «Дерево вопросов»;
листок самооценки;
компьютер, проектор, экран;
листы с текстом для анализа.
ХОД УРОКА:
1.Сообщение темы и целей урока, объяснение условий оценивания.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить всё, что мы знаем о причастии, будем развивать свои умения находить и обособлять причастный оборот. На партах у вас листы самооценки, вы сами выставите себе отметки за урок. Выполняя некоторые задания вы будете вносить оценку в этот лист, а к концу урока найдём среднее арифметическое и получите заслуженный балл.
2.Зрительный диктант.
Чтение предложения.
- Как вы понимаете выражение «берегите наш язык»?
-Для чего его нужно беречь?
Орфографическая работа.
-Какие орфограммы вам встретились?
- Укажите причастный оборот.
- Как он обособлен в тексте?
В течение 1 минуты читаем и запоминаем текст, а потом записываем в тетрадь. (Текст на доске)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С.Тургенев)
Самопроверка
-Проверьте написанное на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Кто смог написать текст дословно? Молодцы!
- Поставьте себе оценку в первую графу.
3.Фронтальный опрос. Игра «Дерево вопросов».
(Одновременно проводится индивидуальный опрос за компьютером, ученик работает с тестом и получает оценку, а другой работает с перфокартой и тоже получает оценку после проверки его учителем)
Ученики снимают листочки с дерева, читают вопросы и отвечают на них.
ВОПРОСЫ:
- Дайте определение причастия.
- Расскажите о признаках глагола у причастия.
- Расскажите о признаках прилагательного у причастия.
- Что такое причастный оборот?
- Расскажите о правописании НЕ с причастиями.
- Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?
Оценим ответы ребят. Ученики ставят оценку во вторую графу.
4.Работа с тестом.
На экране словосочетания, ученики должны поставить «+», если пишется слитно, «_» - если раздельно. (С.6_-7)
( Не) вооружённый знаниями человек.
(Не) расчищенная дорога
(Не) видимый в тумане парусник
Работа (не) оценена
(Не) исправленная ошибка
Проверка по ключу.
Выставление оценок в третью графу.
5.Физминутка.
6. Работа над омонимом.
Что такое омоним?
Ребята, подумайте, что обозначает омоним к слову причастие.
Сообщение учащегося:
ПРИЧАСТИЕ – это такое Таинство, в котором верующий человек причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную.
Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедаться и получить разрешение от священника. К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трёхдневным, особой усиленной молитвой, совершением добрых дел, воздержанием от греховных дел и разного рода развлечений и удовольствий.
Показ иллюстрации на экране.
7.Работа над комплексным анализом текста.
У учащихся на столах текст.
Краснолипье
Раньше наше село называлось Красное. Первые переселенцы в конце 17 века вышли из села Архангельское-Голышовка, к ним присоединились несколько семейств из Землянского и Задонского уездов.
Сегодняшнее название села связано с местом, заселённым первыми поселенцами, - Красный Лог. В логу росли душистые липы, породившие второе название села.
Краснолипье – так называется село, начиная с 19 века.
- Какова тема текста?
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Определите стиль текста.
- Найдите предложения с причастным оборотом.
-Выпишем четвёртое предложение и выполним его синтаксический разбор.
В логу росли душистые липы, породившие второе название села.
(Повест., невоскл., простое, распр., осл. прич. об.)
Дополнительное оценивание
- Выпишите причастия и выполните их морфемный разбор.
Дополнительное оценивание
- Выполните морфологический разбор причастия «заселённым»
Дополнительное оценивание
8. Распределительный диктант
Распределите причастия по столбикам: действительные в первый, а страдательные – во второй.
Понимающий, непомнящий, возмущённый, сдержанный, сломленный, отвлечённый, заботящийся, создающий.
понимающий возмущённый
непомнящий сдержанный
заботящийся сломленный
создающий отвлечённый
Выставление оценок в четвёртую графу.
- Выделите суффиксы причастий.
-Поставьте «+»,если это положительная характеристика, «_» - отрицательная.
Объясните постановку знаков.
9. Обобщение, итоги
Найдём среднее арифметическое выставленных за урок отметок и получим общий балл.
Чем занимались сегодня на уроке?
Удалось ли выполнить поставленные цели?
Понравился ли вам урок? Чем?
10. Домашнее задание
Упр.708 (запись причастий, выделение суффиксов и постановка ударения)!Работа с орфоэпическим словарём.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краснолипье
Раньше наше село называлось Красное. Первые переселенцы в конце 17 века вышли из села Архангельское-Голышовка, к ним присоединились несколько семейств из Землянского и Задонского уездов.
Сегодняшнее название села связано с местом, заселённым первыми поселенцами, - Красный Лог. В логу росли душистые липы, породившие второе название села.
Листок самооценки
1 2 3 4 Дополнительная оценка Оценка за урок
Работа с перфокартой
Никем (не)засеянное поле
(Не)обдуманный, а опрометчивый поступок
(Не)собранные бумаги
(Не)доумевающий взгляд
Собрание (не)проведено
Сочинение (не)сдано
(Не)увиденный мною фильм