Конспект урока русского языка в 7 классе по теме Причастие. Повторение (игра-путешествие Замок Причастий).


Урок русского языка в 7 классе
по теме «Причастие. Повторение».
(Игра-путешествие «Замок Причастий»)
Цели урока.
1. Повторить, закрепить знания по теме “Причастие”. Научить использовать полученные знания, умения и навыки в практической творческой деятельности.
2. Способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннего плана действий на основе работы по алгоритму.
3. Воспитывать уважение друг к другу, научить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов техники личностно - ориентированного обучения.
Оборудование:
Презентация, карточки, листы самооценки.
Ход урока:
1. Организационный момент. 
Психологический настрой. Установка на плодотворную результативную работу. Проговаривание слов на слайде.
Слайд 2. Развитие внимания.
Слушаем внимательно. Говорим правильно и внятно, Чтобы всем было понятно. Выполняем быстро и качественно.
2. Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме “Причастие”.
Игра-путешествие в Замок Причастий. Объяснение правил игры-путешествия.
Слайд 3: «Замок Причастий»
Слайд 4: 1 задание «Пароль» Если утверждение верно, поднимите карточку зелёного цвета, если неверно – красного.
Причастие – особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию.
Причастие отвечает на вопросы: Какой? Чей?
Причастие имеет общие признаки с глаголом и прилагательным.
Причастия бывают действительные и недействительные.
Действительные причастия образуются с помощью суффиксов –енн-, -ённ-.
Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.
В предложении причастие всегда является определением.
(заполняют лист самооценки).
Слайд 5: 2 задание «Ключ»
Слайд 6: Определите в словосочетании главное слово.
Разработанный план,
Освещаемый солнцем,
Видящий зорко,
Украденная картина,
Управляемый капитаном,
Строящийся дом.
Слайд 7: «Проверим себя»
Освещаемый (чем?) солнцем,
Видящий (как?) зорко,
Управляемый (кем?) капитаном,
Строящий (что?) дом (заполняют лист самооценки).
Слайд 8: 3 задание «Центральная площадь».
Слайд 9:Распределите указанные суффиксы в 2 столбика: суффиксы действительных причастий и суффиксы страдательных причастий.
-ущ-; -ющ-; -ащ-; -ящ-; -вш-;-ш-;-ом-;-ем-; -им-; -енн-; -нн-; -ённ-; -т-.
Д. п. С. п.
наст. вр. прош. вр. наст. вр. прош. вр.
Слайд 10,11: «Проверим себя» (заполняют лист самооценки).
Д. п. С. п.
наст. вр. прош. вр. наст. вр. прош. вр.
-ущ-; -вш-; -ом-; -енн-;
-ющ-; -ш-; -ем-; -ённ-;
-ащ-; -им-. –нн-;
-ящ-. -т-.
Слайд12: 4 задание «Мины».
Слайд 13: Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните причастный оборот .Со всех сторон высят(?)ся неприступные скалы обвеш( )нные зелёным плющ( )м жёлтые обрывы и( )черченные промоинами а внизу Арагва тянет(?)ся серебрян( )ой нитью.
Работа выполнен(?)а ак( )уратно.
Слайд 14: «Проверяем себя» (заполняют лист самооценки).
Слайд 15: 5 задание «Ступеньки».
Слайд16: Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Читать – …
Создать –…
Уважать –…
Ненавидеть – …
Смотреть -…
Слайд17: «Проверяем себя».
Читать –читающий, читавший.
Создать –создающий, создавший.
Уважать –уважающий, уважавший.
Ненавидеть – ненавидящий, ненавидевший.
Смотреть –смотрящий, смотревший (заполняют лист самооценки).
Слайд 18: «Ура! Мы в замке!»
Слайд 19: «Портрет Причастия».
Причастие – особая форма глагола. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какие?
Причастие имеет общие признаки с глаголом и прилагательным.
Причастия делятся на 2 группы: действительные и страдательные.
Действительные причастия образуются с помощью суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-. –ящ-, -вш-, -ш-. Страдательные причастия образуются с помощью суффиксов –ом-, -ем-, -им-, -енн-, -ённ-, -нн-, -т-.
Причастие с зависимым словом образует причастный оборот.
В предложении причастие является определением, а краткое причастие – сказуемым.
Слайд 20: «Молодцы!» (заполняют лист самооценки)
Д/З: ответить на к/вопросы с.73, выполнить упражнение №170 с.74.
Презентацию к уроку смотреть в следующей публикации.