Пояснительная записка к методическому семинару к конкурсу Учитель года 2016


Пояснительная записка
Сочкова Ирина Александровна
Использование методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания (слайд 1).
В современном обществе огромную роль играет информация, которую каждый из нас получает ежедневно в огромном объеме. Информация сегодня – один из главных ресурсов, и грамотное владение ею – залог успеха. (слайд 2). К сожалению рост объема информации, ее изменение и пассивно-потребительское отношение к ней приводит к трудности в правильности восприятия действительности, а в особенности истории.
В любом учебнике истории написано, что Куликовская битва произошла в месте, где р. Непрядва впадает в Дон, что сегодня находится на территории Тульской области. Но на этом месте почти не сделано археологических находок, свидетельствовавших о битве. У многих людей, давно закончившихся школу, велик соблазн купить яркие книги о «Новой хронологии» и вслед за её авторами считать доказанным, что Куликовская битва произошла на Кулишках на территории современной Москвы. Авторы прилагают околонаучную и не верифицированную аргументацию, которой легко верит обыденное (житейское) мировоззрение и с которой потом трудно бороться профессиональным историкам. Множественные издания такого типа печатаются тысячными экземплярами и имеют коммерческий успех, принося весьма отрицательные последствия для общества. Но «исторические мифы» можно использовать не только для коммерческой, но и для политической выгоды, что имеет ещё более прискорбные последствия (например, пропаганда идеи «голодомора», якобы устроенного советскими властями на Украине в 1932-1933 гг.).
Само существование «исторических мифов» – симптом недостаточного развития критического мышления. Нежелание и неумение множества современных людей критически оценивать информацию приводит к общему падению культурного уровня, что показывают даже опросы ВЦИОМ. Очевидно, школа, как один из основных институтов системы образования, недостаточно эффективно решает задачу формирования критического мышления.
В первый год работы в школе на уроке обществознания в 10 классе я решила провести дискуссию на тему «Теории возникновения человека» и столкнулась с тем, что обучающиеся каждой группы не смогли чётко выделить аргументы, доказывающие ту или иную теорию, а также выделить критерии разделения теорий на научные и ненаучные. Это один из примеров, доказывающих существование важной проблемы: на уроках часто проявляется неумение современных обучающихся критически анализировать информацию (слайд 3).
(Слайд 4.) Система образования и школа, как одна из ключевых её звеньев, развивается вместе с обществом и должна быть в состоянии быстро переориентироваться в соответствии с его динамичными потребностями. В условиях перехода к постиндустриальному обществу значительно повышается количество информации, которую приходится обрабатывать современному человеку, значительно увеличивается разнообразие форм её представления. Это обусловливает актуальность развития критического мышления у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации. В соответствии с изменившимися требованиями общества ФГОС второго поколения, основанный на системно-деятельностном подходе, особое внимание уделяет технологиям работы с текстом (в широком смысле значения слова «текст»). Образовательные стандарты второго поколения ставят задачу дать возможность обучающимся научиться критически относится к информации, находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
(слайд 5) Способом приспособления системы образования к потребностям информационного общества в США и Европе стала разработка в последние десятилетия ХХ в. технологии развития критического мышления (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Клустер, Д. Халперн и другие). В конце ХХ в. она начала развиваться в России. Как правило, в обучении используется набор следующих методов: кластеры, концептуальное колесо, инсерт, «тонкие» и «толстые» вопросы, синквейны, стратегия РАФТ. Но есть и другие методы для эффективного развития критического мышления обучающихся. Школьные курсы истории и обществознания имеют огромный потенциал развития критического мышления, поэтому необходимо апробировать систему методов развития критического мышления обучающихся и способов измерения результатов педагогической работы.
В истории психологии, педагогики и философии существует несколько основных подходов к понятию критического мышления (слайд 6). В целом они сходятся на том, что это способность анализировать информацию с позиции логики, оценивать информацию, проверять её и умение использовать её для решения как стандартных, так и нестандартных проблем. В структуре критического мышления выделяется множество умений обработки информации, причём многие из них нашли прямое отражение во ФГОС.
Использование технологии развития критического мышления имеет большой развивающий потенциал как для ученика, так и для педагога (слайд 7).
Технология дает ученику: Технология дает учителю:
- возможность повысить эффективность восприятия информации;
- возможность повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. - возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- возможность на практике анализировать свою деятельность, обобщая педагогический опыт;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Базовая модель технологии развития критического мышления включает в себя фазу вызова, осмысления и рефлексии (слайд 8).
В своей работе я использую как урочные формы и методы работы, так и внеурочные (слайд 9). Важно, чтобы развитие критического мышления не заканчивалось со школьным звонком после шестого урока, а продолжалось и в свободное время после уроков. Для этого служат курсы внеурочной деятельности, исследовательские работы учащихся и многие другие внеклассные мероприятия, с которыми Вы можете подробнее познакомиться на моём сайте. Среди внеурочных форм выделяется всероссийский интеллектуальный лично-командный марафон «Часы истории», разработкой которого занимается ФГБУ ВПО СПбГУ и МБОУ гимназия №136 г. Нижний Новгород, в котором мы ежегодно принимаем участие.
Важно сочетать работу с информацией в различных формах и на различных уровнях (слайд 10). Особое внимание необходимо уделить работе с устной информацией (слайд 11). Новое поколение школьников, выросших в окружении медиа-пространства и различных гаджетов, особенно непросто справляется с задачей слушать и слышать, уметь обрабатывать устную информацию. Поэтому на уровне восприятия я активно использую метод, который условно можно назвать «смысловое слушание». Обучающиеся получают карточку с вопросами и пустыми полями для ответов, которые они должны найти в 5-минутной устном рассказе учителя. Затем проводится совместная проверка. На уровне продуцирования в режиме устной работы живым интересом учащихся пользуются исторические и обществоведческие дискуссии (например, «Теории происхождения человека», «Проблема смертной казни в России», «Бедной или богатой должна быть церковь?», «Какой должна быть роль государства в экономике?» и др.).
По мере развития критического мышления обучающихся можно переходить к более сложным формам и методам. К примеру, переход от эвристической беседы к методу поиска выхода из проблемных ситуаций в сочетании с моделированием конкретной общественной ситуации (слайд 12). Другим примером может выступить усложнение метода «минутки новостей» до метода «исторической журналистики» (слайд 13). Наконец (слайд 14), переход от подготовленных учителем игр на уроках истории к самостоятельной подготовке, организации и проведению интеллектуальных игр (метод проектов).
Для анализа результатов педагогической работы необходимо использовать три группы диагностических инструментов: предметные, метапредметные и личностные. Объективной оценкой результатов служит внешняя экспертиза в форме предметных олимпиад, конкурсов и ЕГЭ (слайды 15-17), а также личного отношения обучающихся к предмету, активность их участия в урочной внеурочной деятельности.
Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения. Однако, следует отметить, что работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой. Главные условия достижения результата – систематическая, а не спорадическая работа, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу. Но вместе с тем испытываешь огромный эмоциональный подъём от успехов своих учеников и осознаёшь огромную творческую свободу в осуществлении поставленных задач (слайд 18).