Инклюзивный урок русского языка во 2 классе


ТЕМА: звонкие и глухие согласные звуки и обозначение их на письме . Особенности проверочных и проверяемых.
Цель: формировать представление о правописании слов с парными согласными на конце слова; формировать умения и навыки в написании таких слов и подборе к ним проверочных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать и классифицировать.
Коррекционные цели: развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Описание деятельности учащихся всего класса Описание деятельности учащихся с ОВЗ Образовательные задачи
1.Мотивация
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»! 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
2.Проверка домашнего задания.
(Выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидировать обнаруженных недочетов.)
-Начнём нашу работу с проверки домашнего задания.
-У каждого из вас была карточка с тремя заданиями . Вы могли сами выбрать то задание, которое покажется вам интересным. Кто выбрал задание 1 второе, третье? Что надо было сделать в первом задании ?Задание 1.
Заменить слова так, чтобы они называли один предмет. Пример: « Сады – сад», выделить парную согласную.
Задание 2.
Вставить пропущенную букву . Постарайся придумать проверочное слово. Пример: Моро.., ду..
Задание 3.
Придумай слова с парной согласной.
Повторим алгоритм проверки парной согласной. 1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).
3. Мотивировать учащихся к учебному действию.
5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.
6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
Самостоятельная работа учащихся : рецензирование ответов учащимися
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку) Работа с учителем. использование метода проверки знаний - индивидуального опроса
Какое было задание? Как ты выполнил его? Назови первую пару слов. Какое отличие ты увидел? (парные согласные) А нет ли в твоём задании слов, которые не относятся к теме парных согласных в конце слова? Почему? Ты выполнял задание сам или с помощью мамы? Как бы ты оценил свою работу?
Какое правило помогало вам выполнить задание?(знание алгоритма правописания парных согласных на конце слова). Давайте его повторим. Появляются карточки с алгоритмом
1. Установление не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умение использовать их на практике
2.Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы
3.Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
3.Актуализация знаний.
Посмотрите на экран. (на экране парные согласные). Почему именно буквы появились у нас на уроке? Что их объединяет? Давайте правильно назовём пары согласных, а Дима будет нам их показывать?
Если слышишь парный звук ,Будь внимательней, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб- на зубы, лёд- на льды,
Будешь грамотным и ты! Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Как можно проверить парную согласную? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Способы проверки парных согласных на конце слова). Какие цели урока мы можем поставить? (научиться выбирать удобный способ для проверки парного согласного на конце слова ) Для этого составим ход урока.
Составление плана деятельности
Чистописание
Словарная работа
Наблюдение
Вывод
Самостоятельная работа
Предварительная формулировка учащимися цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксация этого в поурочном плане; умение четко и однозначно определить образовательную цель урока учащимися класса
5.Новая тема
Чистописание. Запишите эти согласные парами, сравните первые и вторые буквы в нашем показе. Сформулируйте критерии нашей работы (безотрывность, правильная конфигурация буквы, правильная высота букв, наклон)
Что вы здесь заметили? Обведите в кружок звонкие согласные и подчеркните глухие
Самостоятельная работа учащихся В это время обводят буквы по образцу в тетради. Критерии: чёткость линий, соответствие записи образцу.
Самооценка учащегося
Словарная работа
Работа с учителем.
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы — твои труды..(Карандаш)
Листы у неё белые-белые,Они не падают с веток.На них я ошибки делаюСреди полосок и клеток.
(тетрадь)
На коробку я похож,Ручки ты в меня кладешь.Школьник, ты меня узнал?Ну, конечно, я - ... .
Словарь: карандаш, тетрадь, пенал.
Что объединяет все эти слова? Какое слово здесь лишнее (пенал) Почему ?Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
На доске записаны буквы (Обратная сторона доски)
П Г С О Ш Р Т О Ф Д
Вычеркните парные глухие согласные, а из оставшихся букв получите словарное слово. (город)
Дима приготовил нам новое словарное слово ГОРОД. Можно ли это слово отнести к нашей сегодняшней теме? Почему? Какой звук вы слышите, когда произносите это
слово? А почему мы пишем букву Д?
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) 
Наблюдение.
Что обозначает слово город? (населённый пункт). Запишите это слово. Какая орфограмма есть в этом слове? (парная согласная на конце слова). Как вы считаете, какую букву надо написать в конце слова? Как её проверить? Давайте образуем от слова город слово, обозначающее признак предмета (городской), поставьте слово город во множественное число (города). Какой звук вы чётко слышите? Каким правилом вы воспользуетесь для проверки парной согласной ?Запись. Город, городской, города.
Выделяем корень, подчёркиваем парную согласную
Организация внимания, обеспечение восприятия, осознания систематизации   и обобщения этого материала учащимися.
А какая у нас сегодня тема?(Способы поверки парных согласных на конце слова) Давайте ещё раз обратимся к нашему алгоритму и запишем ряд слов, чтобы проверить, как можно использовать правило.
Запись. Глобус – нет глобуса- глобусы.
В всегда ли надо использовать все способы проверки или можно выбрать только один?
Давай все вместе попробуем выполнить следующее задание. Я диктую вам слова, а вы подбираете проверочное слово тем способом, который вам кажется самым удобным.
Запись: снег,лев,пруд,зуб.шарф.
Почему этот способ для вас самый удобный?
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
ПАРНАЯ РАБОТА Как надо выполнять задание в парах? (договориться)
Ваше задание: «положить» слова с парной согласной на конце слова, которую надо проверить в корзинку, устно подобрать проверочные слова. Вы обязательно должны проговорить друг другу проверочное слово, прежде чем забросить его в корзинку .Проверка у доски
«особенные» дети работают на тренажёре.
Самооценка учащегося
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Рефлексия.
Составьте словосочетания со словами.
Крот, мышь, голубь, стриж, кот.
Подчеркни парные согласные , которые требуют проверки. Оцени свою работу по шкале: !,+,-.Подведение итогов урока
Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы её? Все ли пункты плана выполнили? Какие сложности, трудности были?
Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Дифференцированное домашнее задание. Всем предлагаются карточки с тремя вариантами заданий. Каждый ученик выбирает задание по своим силам.
Сообщить учащимся с ОВЗ о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, провести инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли способы ее выполнения
Каждое задание, которое было предложено «особенным» детям отвечает определенному алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
 учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
 учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы.
 пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д. с каждым действием задания;
 итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Письменные задания:
 учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
 детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске, на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);
 проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Урок в инклюзивном классе предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление.Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе.Обучающиеся не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель  использует разные виды деятельности:
а) начинает урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использует только в середине урока;
в) чередует задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использует сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, игры, (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Наш опыт проектирования урока в инклюзивном классе показывает, что такое использование методов, форм, приемов работы позволяет каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.