Презентация по обобщению опыта работы на тему Системно-деятельностный подход в работе с одарёнными детьми по биологии


Системно – деятельностный подход в работе с одарёнными детьми по биологии. Подготовила: учитель биологииАфанасова Г. С. Одарённость – овладение даром Откуда дар?1. Теологическая концепция.2. Биологическая концепция.3. Социальная концепция.4. Системная – рассматривает одарённость как системное свойство личности, развитие которой определяется биологическими предпосылками, условиями развития и внутренней позицией. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. (Рабочая концепция одарённости) Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для  таких достижений) в том или ином виде деятельности. Президентская программа «Дети России». Развитие одарённости в системно – деятельностном подходе последовательно проходит следующие этапы: Включение ребёнка в конкретную предметную деятельность, требующую активизации познавательного интереса (журнал «Северная Двина» №6, 2011).Совмещение обучения норме деятельности с интересами и индивидуальными особенностями ребёнка.Выведение ребёнка на уровень самостоятельного познания- исследовательская деятельность (журнал «Биология в школе» № 9,2015). Развитие одарённости в системно – деятельностном подходе последовательно проходит следующие этапы: Включение ребёнка в конкретную предметную деятельность, требующую активизации познавательного интереса (журнал «Северная Двина» №6, 2011).Совмещение обучения норме деятельности с интересами и индивидуальными особенностями ребёнка.Выведение ребёнка на уровень самостоятельного познания- исследовательская деятельность (журнал «Биология в школе» №9, 2015). Создание условий для развития одарённых детей при обучении биологии в сельской школеСтраницы: 35-42Автор: Г.С. Афанасова,учитель биологии МБОУ «Верхнетоемская СОШ» с. Верхняя Тойма, Архангельская областьE-mail: galina-afanasova@mail.ru Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы с одарёнными детьми при подготовке к олимпиадам и исследовательским конференциям, о критериях успешности организации исследовательской деятельности в сельской школе, приведены примеры из собственного опыта автора статьи. Ключевые слова: исследовательская деятельность, одарённые дети, способности. Проведение серьёзного научного исследования: определение цели и задач, объекта и предмета исследования, изучение литературы, выдвижение гипотезы, подборка методов, проведение экспериментов, фиксирование и визуализация результатов, их анализ, выявление закономерностей, формулировка выводов, оформление работы, представление работы в виде стенда или презентации, составление научного доклада и публичное выступление. Глубокое изучение предмета, решение большого числа задач или тестов повышенной сложности. Характер предшествующей деятельности школьника. конференции олимпиады Критерий для сравнения Особенности работы с одарёнными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и исследовательским конференциям. Креативный уровень: при выполнении исследовательской работы получение объективно новой информации.Научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они получены в процессе самой деятельности ученика и заранее никому не известны.Конечный творческий продукт обладает объективной новизной и общественно – значимой, практической ценностью. Эвристический уровень:применение ранее освоенных действий для решения нетиповой задачи, получение субъективно новой информации.Выполнение задания с заранее известным результатом (для жюри), который обладает субъективной новизной Уровень усвоения опыта. Конечный результат. конференции олимпиады Критерий для сравнения Особенности работы с одарёнными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и исследовательским конференциям. Творческий: потребность в деятельности для получения новых знаний и умений. Креативный: сотворчество учащегося и педагога -научного руководителя.Исследователь научной проблемы, докладчик собственных результатов.Соучастник, руководитель исследования. Познавательный: потребность в увеличении знаний.Продуктивный: делай сам.Обучаемый, «решатель задач».«Тренер» в решении задач или тестов. Уровень развития интереса. Уровень коммуникаций педагога и учащегося. Роль учащегося. Роль педагога. конференции олимпиады Критерий для сравнения Особенности работы с одарёнными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и исследовательским конференциям. Что такое исследовательская деятельность? По определению Л.С.Выготского “Исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения”. 1998год – начало исследовательской деятельности. - На уроках – мини исследования.- Творческие исследовательские домашние задания.- Экологические проекты на уроках.- Исследовательские работы. - Выступления на конференциях разного уровня.- 28 ноября 2012 г. - создание НОУ. Цель и задачи деятельности НОУ ( создано 28 ноября 2012 года) Выявление и поддержка одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.Поддержка исследовательской и проектной деятельности учащихся;Подготовка работ для участия в конкурсах и конференциях;Проведение научно-практических конференций;Создание банка данных работ членов НОУ. Результаты работы с одарёнными детьми В основу деятельности НОУ положены следующие концептуальные позиции: Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).Наследуются не способности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев). Что даёт исследовательская деятельность? -умение работать с научной литературой-планировать свою работу-выбирать методы исследования-проводить наблюдения, эксперименты-вести дневник наблюдений-анализировать результаты и наглядно их представлять-выявлять закономерности, делать выводы-оформлять научную работу-аргументировано излагать данные своего исследования-владеть научной терминологией-составлять научный доклад и грамотно представлять работу на обсуждение общественности-создавать презентацию работы в электронном или стендовом варианте-умение аргументировано отстаивать свою точку зрения-развиваются мыслительные процессы: анализ и синтез-формируется самостоятельность и критичность мышления-развивается устная и письменная речь-развивается творческие и познавательные потребности 1 победитель 1 призёр1 участник 3 победителя5 призёров4 участника 3 победителя5 призёров4 участника 12 работ3-11 класс 2014-15 уч. год 1 лауреат 2 призёра 3 победителя1 призёр 2 победителя1 призёр 8 работ2-11 класс 2013 -14 уч. год 1 лауреат 3 призёра 2 победителя3 призёра 2 победителя4 призёра2 участника 8 работ6 – 11 класс 2012-13 уч. год Международ-ный уровень Федеральныйуровень Региональный уровень Муниципальный уровень Подготовлено работ год Всего удостоверения членов НОУ «Гармония»получили 24 человека. Итоги работы НОУ «Гармония» МБОУ «Верхнетоемская СОШ» с 2012 по 2015 год. Конкурс на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на стимулирование инновационной деятельности в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Архангельской области в 2015 году. Результаты работы с одарёнными детьми Профильное обучение: 9 профильных химико – биологических классов (112 чел) 60 учеников поступили в СГМУ Результаты работы с одарёнными детьми Всероссийская олимпиада школьников (2008 - 15г.) Муниципальный этап (районный):28 победителей и 14 призёровРегиональный этап (областной):5 призёров и 14 участников.Федеральный этап: 1 участник.Конференции (2004 - 15г.) Всего работ – 23.Муниципальный уровень (районный):6 победителей и 9 призёров.Региональный уровень (областной):8 победителей, 6 призёров, 10 участниковФедеральный уровень:2 лауреата и 6 призёровМеждународный уровень:1 победитель, 2 лауреата.