Коучинг Профессиональная компетентность педагога в работе с одарёнными детьми.


ПЛАН КОУЧИНГ-СЕССИИ (ЗИМА 2016)
КОУЧИНГ 12.01.2016
ТЕМА Как профессиональная компетентность педагога проявляется в обучении одарённых и талантливых детей/
МОДУЛЬ Обучение одарённых и талантливых детей.
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ Рассмотреть понятие «одарённые дети», определить актуальные направления и методы работы с данной категорией учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ Участники коучинга установят оптимальные для собственной практики подходы в работе с одарёнными детьми, определят эффективные стратегии.
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ Развитие потенциала учащихся возможно в условиях вовлечённости их в более углубленные исследования, проекты или интеллектуальные задания. (Руководство для учителя, 2014, с.200.)
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ПК, проектор, постеры, маркеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЭТАПЫ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
ОРГ. МОМЕНТ 3 Деление на группы. Использование метода случайного подбора групп, совмещённый с созданием психологического настроя (участники дарят коллеге стикер с пожеланием, группы подбираются по цвету стикера).
ВЫЗОВ 5 Фильм «Класс коррекции» (фрагмент, звучат два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?») ПОБУЖДЕНИЕ 4 Прием «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»? Ассоциации. (Кто быстрее?)
5 Просмотр слайдов «Одарённые дети». Заполнение таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
ОСМЫСЛЕНИЕ 20 Ключевые вопросы.
1. Определить понятия (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП – ПРИЛОЖЕНИЕ 2):
профессиональная компетентность учителя;
основные компоненты профессиональной компетентности;
группы профессионально-педагогических умений.
Группы используют стратегию ЗХУ (метод пометок) для работы с текстом, «Делегат» для коррекции презентации работы, затем дополняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2. Определить эффективные способы, стратегии и формы работы с одарёнными учащимися (соединить линиями ячейки таблицы, подписать их).
Выступление спикеров (презентация работы). Возможно создание постеров, слайдов. Рекомендуется использовать стратегии ФИШБОУН, КЛАСТЕР, ТАБЛИЦА.
Оценивается выступление группы по двум критериям:
логика (последовательность и лаконичность выступления);
новизна (актуальность) идей.
Оценка производится по трёхбалльной системе: один, два, три хлопка.
РЕФЛЕКСИЯ 8 ТРЁХЧАСТНОЕ КОЛЕСО (на стикере нарисовать и разделить колесо на три сектора: объём сектора – актуальность работы каждой группы). В каждом секторе поставить знаки эмоционального оценивания (! + ?). В центре – смайл, оценивающий психологическое состояние участника коучинга.
В финале коучинга – ИНТЕРВЬЮ отдельных участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ СТРАТЕГИИ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ РАБОТЫ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ СТРАТЕГИИ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ РАБОТЫ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Группа 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Группа 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Группа 3. ГРУППЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ:
гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся.