Путешествие в музыкальную Германию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новые Татышлы МР Татышлинский район Республики Башкортостан
Путешествие
в музыкальную Германию
открытый урок в 5 классе
Разработан Мардановой Т.Д. учителем музыки
с. Новые Татышлы. 2012 г.
Открытый урок по музыке в 5 классе.
Тема: «Путешествие в музыку Германии».
Цели и задачи: приобщение к искусству немецких композиторов.
дать новые понятия «полифония», «гомофония»;
повторять формы: куплетная , рондо.
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: презентация: портрет И.С.Баха, Л.В.Бетховена, Ю.Фучика; голубь мира, графическое изображение (гомофония, полифония, рондо), династия Бахов, картина Антуана Ватто «Саквоят с сурком», глобус, рисунок органа и флейты, кроссворды.
Музыка: Дунаевский «Летите, голуби!», Бах «Токката и фуга ре минор», «Шутка», Бетховен «5 симфония», 1 часть, «К Элизе»; ноты и текст песни «За рекою старый дом» Баха, песня «Сурок» Бетховена.
Ход урока:
Музыка на вход: И.Дунаевский «Летите, голуби».(слайд 1)
Музыкальное приветствие.
Ребята! Как вы думаете, почему в самом начале урока прозвучала песня «Летите, голуби!». Потому, что мы опять сегодня будем путешествовать. Сегодня мы побываем в Германии.
Сейчас я вам раздам карточки, решив эти кроссворды, вы узнаете, с творчеством каких композиторов мы познакомимся.
Работа с карточками
КРОССВОРДЫ
1кроссворд:
1.Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
2.Так в опере называется большая песня главного героя.
3.Если в опере поют все исполнители, которые присутствуют на сцене, то это называется …
2кроссворд:
1.Самый веселый музыкальный инструмент, под звук которого хорошо маршировать.
2.Если на сцене стоит певец, то чаще всего он поет …
3.Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок группы?
4.Двухрядная гармонь.
5.Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет.
6.Знаменитый ирландский духовой музыкальный инструмент.
7.Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.
8.Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.
Работа по теме урока
( слайд 2)
Иоганн Себастьян Бах Людвиг Ван Бетховен( слайд 3)
Среди достопримечательностей Лейпцига – одного из крупнейших немецких городов – особое место принадлежит церкви Святого Фомы (((. Чем же прославилась эта церковь? Тем, что почти 300 лет тому назад музыкой во время богослужения, в этой церкви хором и оркестром управлял великий музыкант – Иоганн Себастьян Бах.
Славный род Бахов. Все его представители в дар от самой природы получили любовь к музыке и музыкальный талант. И на протяжении 7 поколений посвящали свою жизнь музыке. И самый талантливый среди них И.С.Бах.- князь клависинистов и король органистов.
Служба в церкви была нелегкой: помимо управления церковной музыкой Бах должен был обучать и воспитывать певчих учеников церковной школы – и каждую субботу сочинять по новой кантате. Самой же большой трудностью было то, что Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под власти.
Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах все время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность и только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. Но музыку он все равно продолжал писать такую, какую ему подсказывало сердце – человечную, одухотворенную глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.
Сейчас послушаем его музыку. Подумайте, кто исполняет музыку? Простая она или сложная? Слушание «Такатта и фуга».
Знакома ли она вам? В какой передаче вы ее слышали? Почему передача «Человек и закон» выбрала именно эту музыку? Потому что передача стремится поднять, возвысить, облагородить человека, сделать его свободным, как и музыка Баха.
Какой инструмент играет? Орган. Орган – любимый инструмент Баха. Этот величественный могучий инструмент, соревноваться с которым трудно даже большому симфоническому оркестру.
Музыка простая или сложная? Очень сложная. Потому что здесь главенствует полифонический тип музыки.
Что же такое полифония, что такое гомофония?
Гомофония

гомо – один, фон – звук
Полифония

Поли – много, фон – звук
многоголосие
Объяснение
В этой музыке главенствует полифония, а именно фуга – высшая форма полифонии.
На Бах писал не только полифоническую музыку, но и гомофоническую. Послушаем его следующее произведение. Какого характера музыка? Кто исполняет ее?
Слушание музыки «Шутка» И.С.БахХарактер – шуточный, исполнитель флейта, гомофония.
А теперь из Лейпцига мы отправляемся в город Бонн.
Ю.Фучик.
Сообщение рассказывает ученик.Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста Юлиуса Фучика, неутомимого борца за свободу, против фашизма. Когда гитлеровская армия захватила Чехословакию, Фучик был арестован и после долгого заточения в одиночной камере казнен. Верным и добрым союзником чешских антифашистов была песня «Мы поем, - писал Фучик.- Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается солнечный денек, песней провожаем товарища в последний путь, песней приветствуем добрые вести с Востока, поем для утешения и поем для радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет ее без солнца». Разные песни пел Фучик со своими товарищами, но больше всего революционные песни нашей страны. Пели и очень популярную в Чехословакии «Варшавянку». Но пели, должно быть, очень тихо, чтобы не услышали тюремные охранники… А рядом с песней был Бетховен! Вот что он написал своим родным за несколько дней до казни: «…верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне ежедневно проявляется мотивом из Бетховена».
А раньше в его дневнике, который к счастью сохранился и дошел до нас, он сделал такую запись: «Сегодня 1 мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать. Ура!... Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают два такта из Бетховена, сегодня торжественней, настойчивей, чем обычно, и стена передает их тоже в ином необычном тоне».
Что же это «два такта из Бетховена», которые поддерживали двух заключенных чешских борцов? Это первые два такта, которыми начинается знаменитая 5 симфония Бетховена. Тот самый мотив из 4х нот, про которые сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Всю симфонию, все ее 4 части пронизывает этот мотив – ее главная интонация.
Сыграть на инструменте.
Сейчас прозвучит 1 часть этой симфонии.
Слушание 1 части 5 симфонии.
Какая она по характеру? Какой тип музыки здесь главенствует?
Характер–мужественный, героический, тип- гомофония. Поэтому Фучик и его товарищи здоровались между собой мотивом этой симфонии. Обратите внимание, именно музыка немецкого композитора помогла им в борьбе над немцами-фашистами.
Почему же через его творчество проходит тема мужества, героизма? Наверное, потому, что его судьба была тоже трудная, он всю жизнь боролся. В детстве он начал работал с 6 лет в разных вечерних увеселительных заведениях для того, чтобы младшие братья не умирали с голоду. Жили они очень бедно. Повзрослев, он влюбился в богатую девушку, которая отвергла его любовь (еще один удар), затем оглох – это самый страшный удар для композитора, дирижера, пианиста, скрипача.
Но его не сломили трудности жизни. Он боролся, и ему в этом помогала его музыка. Его девизом в жизни стали его же слова. Он написал: «Судьба! Тебе не придется меня сломать! Я схвачу тебя за горло!».
В те времена жизнь музыкантов, композиторов была очень тяжелая, их труд не ценился, платили гроши, многие из них вынуждены были зарабатывать на хлеб разными способами.
В какой своей песне Бетховен рассказывает об этом? Сурок. О чем там поется?

Пение «Сурок» Бетховена.
Какой здесь лад? Почему ? Какая форма? Куплетная.
Человеческие чувства разные. Несмотря на тяжелую жизнь, Бетховен умел и шутить, и любить, и передавал все в это в музыке. Послушайте его произведение, которое называется «К Элизе». Какой же характер музыки? Меняется ли она? Сколько частей вы слышите? Есть ли части, которые повторяются? Если услышите, поднимите руки. Т.е. постараемся определить форму произведения.
Слушание «К Элизе» Бетховена.
Ответы: музыка меняется, трижды повторяется главный мотив – АВАСА, А – рефрен, В и С – эпизоды ----------- форма рондо.
Следующий маршрут нашего путешествия – в г.Вену. Вена – столица другого государства – Австрии. Именно здесь Бетховен творил последние годы своей жизни и здесь умер. Когда умирал Бетховен, в марте месяце, разразилась гроза, и тогда Бетховен, который долгое время лежал в беспамятстве, поднял руку и показа кулак. Даже на смертном одре он знал: сдаваться нельзя. Когда они жили, их не ценили, и только после смерти к ним пришла заслуженная слава.
Многие поэты, композиторы посвятили им свои произведения. Давайте мы послушаем некоторые из них. Ученики читают стхи.
ИТОГ
С музыкой каких композиторов вы познакомились? Понравилась ли вам она? У кого преобладала полифония, а у кого гомофония?
Современна ли их музыка? Да. Музыку композиторов любого другого народа мы понимаем без перевода. Их музыка будет жить еще много веков.
Между музыкой разных народов нет непроходимых границ.
Домашнее задание:
• подобрать интересный дополнительный материал о роде Бахов и о И.Бахе, Бетховене.
• доучить песню «Сурок».
Оценивание с комментарием.
Под музыку И.Дунаевского, которого тоже знают во всем мире, мы завершим наше путешествие.

До свидания.