Инновационный проект Тема: «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»


Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №8 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №7»
Инновационный проект
Тема: «Игровая деятельность старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»
Автор проекта:
Воспитатель: Бенько Ольга Евгеньевна
2016 год
Срок реализации: 6месяцев
Актуальность
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что в них нашла отражение новая тенденция – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде средовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры, с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам, с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Цель и задачи проекта:
Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевая социализация старших дошкольников в игре», я поставила перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
-изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек;
-определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;
-составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в игре.
Сроки реализации проекта: декабрь 2015. - май 2016г.
Участники: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель физрук.
Вид проекта: краткосрочный.
Гипотеза
Было выдвинуто предположение о том, что процесс гендерной социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:
- педагоги овладеют определёнными теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек и педагогическими умениями в реализации гендерного подхода к воспитанию дошкольников, т.е. у педагогов ДОУ будет сформирована гендерная компетентность;
- в ДОУ будет организована предметно-развивающая среда, ориентированная на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;
- будет создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми дошкольного возраста гендерной роли;
- будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий
полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника.
Содержание деятельности и методы реализации проекта.
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции, задач образовательных областей, в современной педагогике. Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:
-здоровье и физическое развитие; - социально – личностное;
-познавательно-речевое развитие; - художественно-эстетическое.
Необходимо отметить, что, несмотря на изменение, направлений государственной политики игра продолжает занимать важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».
Этапы реализации проекта:
Декабрь
- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;
- подбор и анализ методической литературы по теме;
- изучить литературу по теме;
Январь
- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков;
- зарисовать метки, эмблемы для мальчиков и девочек ;- совместная деятельность педагога и детей « Мужчина и женщина, – какие они?»
Февраль
- беседы на тему «Мальчик, будущий мужчина, девочка, будущая женщина»
- выставка на тему «Маленькие рыцари и Маленькие принцессы».
-проведение праздника « День Защитника Отечества».
- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т. д.)
- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».
Март
- проведение праздника-конкурса « Кто дарит нам красоту!»
- беседа «Руками русских мастеров и мастериц» (платки, посуда, литье, оружие).
- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей « Мастера и Мастерицы».
Апрель
-Проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина».
- панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня».
-создание фотоальбомов на тему: «Мужские и женские профессии»;
Май
-собрание «Из чего - же, из чего - же, сделаны наши детишки»
- презентация проекта.
Риски:
- отсутствие у родителей гендерной компетенции;
- занятость родителей;
- недостаточность материальной и методической базы.
Предупреждение рисков:
- консультация для формирования у родителей гендерной компетентности;
- поиск методической литературы;
- приобретение оборудования.
Ожидаемый результат:
—Модель внедрения гендерного подхода к игровой деятельности старших дошкольников;
—Решение воспитательно - образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;
—Построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;
—Накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола;
В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола
Результаты реализации проекта. Накоплена методическая база:
1. Конспект занятия на тему: «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».
2. Разработана анкета на тему «Половое воспитание ребенка дошкольника в семье дошкольников».
3. Собрана картотека игр с учетом полоролевой идентификации дошкольника.
4. Консультации для родителей «Половое воспитание ребенка дошкольника в семье», «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
5. Подобрана тематика бесед на тему «Этикет для девочек» на основе программы М. А. Радзивиловой.
6. Альбомы мужских и женских профессий.
7. Проведено итоговое мероприятие на тему «Мальчики и девочки - два разных мира».
8.Родительское собрание: «Шведский детский сад»- Гендерное воспитание.
На конец года дети научились осознавать собственный женский или мужской образ «я»; умение применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни; способность устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми; владеть представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения. Создавая этот инновационный проект, я сделала вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так, как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка.
Литература:  
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника. [Текст] /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.
2. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.
3. Волков, Г. Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций. [Текст] / Волков Г. Н. // Гаязов А.С.. 2006. - №1. - С. 12-18.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] // Вопросы психологии. 1996. №6
5. Выготский Л. С. Детская психология .[Текст] – Том 4, Москва 1984 –с. 224
6. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. Пособие. Текст] / Л. В. Градусова:7. Гросс К. Душевная жизнь ребенка .[Текст] // Киев, 1916.
8. Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. .[Текст] 1991.? № 1. С. 22, 27.
9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1988. - №10.
10. Запорожец, А. В.. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.
11. Зворыгина, Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. .[Текст] // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С. - 31-40.
12. И в а н к о в а. P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре. [Текст] // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научн. трудов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М., 1983. - С. I04-III.
13. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании .[Текст]. / Д. В. Колесов. М. : Педагогика, 1986. — 60 с.
14. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.
15. Коффка К. Основы психического развития. [Текст] / А. Коффка. М. -Л., 1934. 230 с.
16. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. .[Текст] // Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
17. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду .[Текст] Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2009. — 96 с.
18. Нагель О. П., Репринцева Г. А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода. [Текст] // 2013 – №12( 2). – с. 145-150.
19. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 152 с.
20. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии.[Текст]/ С. Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2005.-720 с.
21. Смирнова, Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной. [Текст] //Вопросы психологии, 1996, №6.
22. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека.[Текст] / Сост. О. В. Сухомлинская. -М. : Педагогика, 1990. -288 с.
23. Усова А. А. Обучение в детском саду. – М. : .[Текст] «просвещение», 1981.
24. Фельдштейн Д. М. Психология развития личности в онтогенезе. .[Текст] М. : Педагогика, 2005 - с. 568.
25. Эриксон, Э. Детство и общество. [Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : Лепато: ЛСТ, 1996.-592 с.
26. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] Избр. Психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 2001 - с. 416
27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] // Вопросы психологии 1971.№4.