Урок «Автопортрет»

Тема: « Автопортрет». 4 класс

Рассчитано на 2 занятия.

Учитель: Шешунова Альбина Викторовна

Тип занятия: пополнение знаний полученных на уроках изобразительного искусства, театра и технологии.
Вид занятия: творческое занятие
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика.
Цели урока:
Обучающая цель:
Познакомить с жанром «портрет» и его разновидностью - автопортретом.
Научить решать творческие задачи на уровне импровизаций и самостоятельно создавать образ, используя различные материалы.
Знакомство с техникой выполнения мозаичного полотна, автопортрета из пластилина, автопортрета с использованием аппликации и акварели.
Развивающая цель: Развить воображение, глазомер, мелкую моторику рук,
эмоциональное, эстетическое, образное восприятия и творческие способности.
Знакомство с автопортретами знаменитых художников.
Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательная цель: воспитывать аккуратность и терпение, развитие эстетических и творческих потребностей, уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
Задачи урока:
Урок включает воспитательные, образовательные (решаются на усвоении профессиональных понятий с учетом возрастных особенностей детей) и творческие задачи, которые дают возможность:
1.Расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости.
2.Использовать различные приемы работы с материалами, самостоятельно создавать композицию, уметь анализировать произведения искусства.
3.Создать атмосферу, способствующую глубокому художественному и эмоциональному восприятию показанных картин.
Оборудование:
Для учеников:
Лист бумаги или картон, газетная и цветная бумага, старые журналы, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, пластилин, акварель, кисточки, вода, статьи о художниках.
Для учителя:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Автопортреты известных художников. Таблица пропорций лица человека.
Требования к уроку:
Дидактические – научить создавать творческие работы на основе собственного замысла, выбирать и применить выразительные средства для реализации замысла.
Воспитательные - умение участвовать в диалоге, аргументированно доказывать свою позицию.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Объяснительно-иллюстративные




План занятия:
1.Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Учитель: «На протяжении всего учебного года на уроках технологии мы с вами, так или иначе, касались одной и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных праздниках, костюмах, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о – человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.
Он:
Либо творец произведения искусства,
Либо его главный герой,
Либо созерцатель умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть».
Учитель: Какой смысл заложен в отрывок из стихотворения Микеланджело?
(учитель читает сам и дает возможность прочитать и подумать ученикам)
(1 слайд)
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Ответы учеников.
3.Тема урока.
Учитель:
1.Какие жанры мы узнали на уроках изобразительного искусства?»
Ответы учеников: портрет, пейзаж, натюрморт, декоративная живопись.
Что такое портрет?
(2 слайд)
Портре
·т изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
2.Что такое автопортрет? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Валерия Симакова
(3слайд)
Осколок зеркала
Его в своем кармане
Нащупал я. Проказница дочурка
Со сна как видно, утром разыгравшись
В карман костюма. Я того не видел.
Ну, погоди, вот будет на орехи
Тебе, малыш, мой озорной ребенок.
И я осколок на листок журнальный
Небрежно бросил. Вдруг лицо мужчины
Увидел в зеркальце и что-то вдруг увидел:
Высокий лоб - уже морщиной прогнут.
Он часто напрягается. Работа!
Под черными красивыми бровями
Два карих глаза, любящих улыбку,
Готовых на ответную.
Ответы учеников.
(4 слайд)
АВТОПОРТРЕ
·Т портрет художника, выполненный им самим.

(5слайд)
Тема нашего урока «Автопортрет»

4.Актуализация знаний
Сообщения учеников.
«Автопортреты известных художников».
« Распространенный жанр изобразительного искусства. Многие художники рисовали, писали, лепили себя, часто используя зеркало, стараясь в собственном облике угадать настроения своего искусства. Если верно выражение: "Глаза зеркало души", то можно сказать, что автопортрет это зеркало души художника. Известна также закономерность, что, портретируя других, художник подсознательно переносит свои индивидуальные черты на облик модели. Поэтому, в переносном смысле слова, автопортретом является все его творчество. Наверное, не случайно так любили жанр автопортрета великие художники Джорджоне, Рембрандт. Но многие, столь же великие, его избегали. В нашем Муромском музее есть автопортрет знаменитого нашего художника Ивана Куликова»
(6 слайд) автопортреты знаменитых художников (И.Куликов, К.Брюлов, К.С.Малаевич, А.С.Пушкин)
5.Первичное усвоение новых знаний.
(7 слайд)
ХУДОЖНИК-----------ПОРТРЕТ------------МАТЕРИАЛ
Учитель: Одним из видов искусства подтверждающим эту цепочку, является автопортрет.
-Напомните мне, что такое автопортрет?
Ученики: Автопортрет изображение художником самого себя.
Учитель: Итак:
Художник рисует.
И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.
При этом он главный герой картины.
-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?
Ответы учеников.
-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, что мы чувствуем?
Ответы учеников
-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство?
-То есть мы можем быть художниками?
6.Применение знаний и умений в новой ситуации..
Учитель: Если мы с вами можем применить к себе два принципа этой формулы, мы можем создать свой автопортрет?
Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в различных техниках: мозаичной технике, пластилинографии, при помощи акварели.
Ваша задача выбрать какая техника вам больше нравиться.
(8 слайд)
*Моза
·ика декоративно-прикладное искусство, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветной бумаги, керамических плиток и других материалов.
(9 слайд)
*Пластилинография новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин на горизонтальной поверхности. Основной материал пластилин.
(10 слайд)
*Акваре
·ль живописная техника, использующая специальные акварельные краски.




7. Практическая часть.
Учитель:
-Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика, акварели или пластилинография вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.
Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики и пластилина на лице.
Ваши кусочки бумаги могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это автопортрет.
Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
(11 слайд)
Основные этапы работы:
-Подготовить рабочее место
-Сделать наброски автопортрета
-Вырезать, вылепить или нарисовать детали
-Рационально разместить детали на картоне
-Оформить работу
7.Самостоятельная работа учеников.

8. Подведение итогов. Рефлексия.
(12 слайд) детские работы
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?
-С какой техникой Вы сегодня работали?
9.Экспресс-выставка
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.
(13 слайд)
Всем спасибо!
Используемая литература:
1.Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.
2. Энциклопедический словарь юного художника М., 1983
3. Гармония цвета. М., САТ, Минск ХАРВЕСТ 2006
4. Ю.М. Кирцер. Рисунок и живопись. М., 2000

15