Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога – психолога


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Аленушка»
города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
2011 – 2016гг
по повышению профессионального уровня
педагога-психолога
Арлановой Валентины Геннадиевны
Буинск
2011
Личная карточка педагога-психолога
1. Образование: высшее, Казанский социально – юридический институт (АСО), по специальности – специальная психология, квалификация – специальный психолог, 2006 год.2. Педагогический стаж: с 01 сентября 2001 года.
3. По специальности: с 22 августа 2011года.
4.Общий стаж трудовой деятельности: с 01 августа 1987 года.
4. Должность: педагог – психолог.
5. Профессиональная переподготовка: в ИПК ППРО ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно – педагогический университет» по программе «Организация и методика дошкольного образования», 516 часов, 2010 год.
6. Прохождение курсов: в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС», 108 часов, 2014 год.
7.Тема самообразования: «Психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса в рамках реализации ФГОС ДО».
8. Методическая работа по обобщению опыта педагогической деятельности: планирование, подготовка и проведение диагностики, обработка, анализ, обобщение результатов обследования, подготовка и проведение индивидуального и группового консультирования, участие в муниципальных, республиканских, российских, международных конкурсах, конференциях, семинарах, методических объединениях (МО). 9. Общественно-педагогическая деятельность: член рабочей группы по разработке ООП ДО, член РМО, член внутренней экспертной комиссии по аттестации.
10. Творческие замыслы: участие в МО, в профессиональных конкурсах разного уровня, сетевых сообществах, предметных семинарах, конференциях, в том числе он-лайн, составление презентаций, публикация материала в муниципальных, российских изданиях, образовательных порталах
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога-психолога в межаттестационный период:
Разделы программы профессионального развития педагога-психолога
Формы представления результатов психолого-педагогической деятельности
Методическая продукция
3. План самообразования
Задачи
Перечень вопросов по самообразованию
Предполагаемый результат
Формы отчета
4. Тематический план
5. Список использованной литературы
 
Пояснительная записка
Новые социально – экономические условия вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы в рамках реализации ФГОС ДО.
Стратегические направления развития образования, зафиксированные в концепции модернизации образования на период до 2020 года: «Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны» являются важнейшим условием реализации концепции и достижения профессиональной компетентности всеми субъектами образования.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий.
Профессиональная компетентность педагога-психолога, заключается в его готовности к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации детей, в том числе с особыми образовательными потребностями и их интеграция в общество, а также сопровождению их семей.
Деятельность педагога-психолога имеет присущие только ей особенности:
- большое внимание работе с родителями вновь поступающих детей, детей с особыми образовательными потребностями, с целью изменения социальной ситуации развития ребенка;
-отсутствие готовых «рецептов» помощи, необходимость творчески мыслить;
-трудноизмеримость результатов труда: дети группы риска, с особыми образовательными потребностями не одинаковы по своим возможностям, обладают разными психическими ресурсами развития, поэтому трудовой вклад педагога-психолога трудно измерить.
Направления деятельности педагога-психолога:
- коррекционно-развивающая
- диагностическая
- консультативная
- просветительская
- психопрофилактическая 
Программа профессионального развития педагога-психолога
в межаттестационный период
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества.
На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога - психолога, познания и освоения новых ценностей в коррекционном образовании с детьми с особыми потребностями в образовании, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога-психолога, является аттестация.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога – психолога необходимо вносить результаты направлений деятельности.
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.Разделы программы профессионального развития
Изучение коррекционной и психолого-педагогической литературы.
Разработка программно – методического, коррекционно – развивающего обеспечения образовательного процесса по результатам наблюдения, обследования.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, развивающих средств ).
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение коррекционной, индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта психолого- педагогической деятельности (статьи, конференции, рекомендации, доклады, мастер-классы, презентации, другое).
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия презентаций по направлениям деятельности педагога-психолога
Методическая продукция
Портфолио
Представление результатов психологической деятельности
Мастер-класс
Психологический проект
Отчет о результатах (ходе) коррекционной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы разного уровня.
Методическая продукция педагога–психолога (документация)
Рабочие программы по результатам диагностики, запросам.
Тематические планы.
Разработка рекомендаций участникам образовательного процесса по результатам консультирования, обследования, повышения качества образовательного процесса, другие.
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Проекты (конспекты) деловых игр, тренингов, другое.
План самообразования
Задачи:
содействовать внедрению развивающих и коррекционных интерактивных форм организации развития детей с целью формирования повышения мотивации к учению у детей старших и подготовительных групп;
предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;
сопровождать профессионально повышение качества проведения педагогами развивающих занятий на основе внедрения новых развивающих технологий, в том числе коррекционных;
разрабатывать и участвовать в разработке научно – методических и дидактических материалов в соответствии с требованиям ФГОС ДО;
содействовать совершенствованию образовательной среды – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение коррекционной и психолого-педагогической литературы;
изучение ФГОС ДОознакомление с новыми разработками коррекционного программно – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
изучение проектной и исследовательской деятельности;
анализ и оценка результатов своей деятельности, деятельности педагогов, детей;
продолжать изучать психолого-педагогический опыт других
педагогов -психологов, в том числе через INTERNET;
изучить вопросы улучшения качества консультативной работы и увеличение охвата семей в консультативной работе по вопросам адаптации вновь поступающих детей в ДОУ и воспитания ребенка в семье;
ознакомиться с современными методами совершенствования преемственности в работе ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по результатам диагностики и по запросу в соответствии с ФГОС ДО и современными программами развивающего обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
формирование у детей внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром в рамках современных требований;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе МО ДОУ и педагогов- психологов города;
умение оказать практическую психологическую помощь, администрации, педагогам, родителям, воспитанникам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, в том числе он-лайн.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемые результаты: повышение качества воспитательно-образовательного процесса; рост мотивации к учению у детей старших и подготовительных групп.
тематический план работы на 2011-2016 учебный год.

Мероприятие
Цель
Сроки проведения
2.1. Психодиагностическая работа.
1 Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ
Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком. Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ В начале и в конце каждого учебного года
2 Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей В начале и в конце каждого учебного года
3 Изучение детско-родительских отношений в старших группах
Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка В начале и в конце каждого учебного года
4 Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста. Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам.
Три раза в течение каждого учебного года
5 Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу) Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей. В течение межаттестационного периода
6 Диагностика по запросам родителей, воспитателей.
Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ – Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д. В течение межаттестационного периода
2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
1 Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ.
Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации. В течение межаттестационного периода
2 Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе. Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции.
В течение межаттестационного периода
3 Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы. Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения. В течение межаттестационного периода
4 Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений детей и родителей. Способствовать развитию гармоничных отношений между детьми и родителями.
В течение межаттестационного периода
5 Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с гиперактивными (СДВГ) детьми. Помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.
В течение межаттестационного периода
2.3.Консультационная и просветительская работа.
2.3.1.Работа с педагогами
Консультации, семинары-практикумы для воспитателей подготовительных групп Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. В течение межаттестационного периода
Консультации, семинары - практикумы для воспитателей Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ В течение межаттестационного периода
Индивидуальные консультация для воспитателей Закрепить и уточнить знания воспитателей. В течение межаттестационного периода
Тренинги для воспитателей Профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов. В течение межаттестационного периода
Анализ результатов диагностики готовности детей к школе.
Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры. В течение межаттестационного периода
Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста. Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации.
В течение межаттестационного периода
По заявке воспитателей круглые тематические столы. Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем. В течение межаттестационного периода
2.3.2.Работа с родителями
Групповая консультация для родителей подготовительной группы Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. В течение межаттестационного периода
Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики. Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем. В течение межаттестационного периода
Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания.
Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем. В течение межаттестационного периода
Общие и групповые родительские собрания. Формировать у родителей потребность в психологических знаниях.
В течение межаттестационного периода
Семинар – практикумы, тренинги, деловые игры Повысить педагогическую культуру родителей.
В течение межаттестационного периода
2.4.Организационно-методическая работа.
1 Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий.
В течение межаттестационного периода
2 Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику.
В течение межаттестационного периода
3 Оформление кабинета психолога:
Продумать оформление оборудования кабинета.
Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога.
Сделать оборудование для оформления кабинета. В течение межаттестационного периода
4 Изготовление методических пособий:
Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации.
Сделать мягкие пуфики для релаксации.
Приобрести материал для изготовления «Сухого душа» для релаксации.
Сделать «Сухой душ» для релаксации.
Приобрести материал для изготовления «Волшебного коврика» для релаксации.
Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы.
Приобрести материал для изготовления настольной песочницы.
Сделать настольную песочницу. В течение межаттестационного периода
2.5. Методическая активность.
Участие в совещаниях, семинарах, методических объединениях, мероприятиях детского сада и муниципального района. В течение межаттестационного периода
Участие в муниципальных, межрегиональных, республиканских, всероссийских конкурсах В течение межаттестационного периода
Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах. В течение межаттестационного периода
Участие в конкурсах профессионального мастерства В течение межаттестационного периода
Прохождение курсов повышения квалификации 2014 г.
Список использованной литературы:
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2011.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64с. (для занятий с детьми 5 – 7 лет)
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с.
Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Веракса А. Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 80с
Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2014.