Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Хановой Гульчачак Наилевны

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский №8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан












Индивидуальный план работы на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
педагога-психолога
Хановой Гульчачак Наилевны











г. Агрыз
2015/2020 г.

Содержание
1. Пояснительная записка .
2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год ..
2.1. Психодиагностическая работа.
2.2. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
2.3. Консультационная и просветительская работа.
2.3.1. Работа с воспитателями.
2.3.2. Работа с родителями.
2.4. Организационно-методическая работа.
2.5. Методическая активность.
3. Список используемой литературы.





















1. Пояснительная записка.
Психологическая служба образования соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей детского сада и современной жизни вообще.
Именно взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного его исполнителя – практического психолога.
В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.
Л.С. Выгодский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.
Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А.Н. Леонтьев). На каждом возрастном этапе ведущей деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.
1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2.В процессе ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы.
3.Ведущая деятельность – это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка.
Органы, системы и психологические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно положениям в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называются сензитивными.
Психологическая служба – самая молодая из структурных подразделений детского сада. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в ДОУ, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации дошкольников. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью дошкольного психолога  является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В  этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли  и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие – это:
наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
сформированность основных возрастных новообразований;
возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе дошкольного психолога.
В качестве главных критериев психологического здоровья,  можно выделить следующие:
позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
высокий уровень развития рефлексии;
наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
успешное прохождение возрастных кризисов;
адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2015г. по 2020 г.) следующие направления работы:

1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета...
2. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.








2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год.
2.1. Психодиагностическая работа.

Мероприятие
Цель
Сроки проведения

1.
Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ
Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком.Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ
В начале и в конце каждого учебного года

2.
Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах
Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей
В начале и в конце каждого учебного года

3.
Изучение детско-родительских отношений в старших группах
Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка
В начале и в конце каждого учебного года

4.
Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.
Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам.
Три раза в течение каждого учебного года

5.
Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу)
Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей.

В течение межаттестационного периода

6.
Диагностика по запросам родителей, воспитателей.
Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ – Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д.
В течение межаттестационного периода









2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

Мероприятие
Цель
Сроки проведения

1.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ.
Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации.
В течение межаттестационного периода

2.
Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе.
Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции.
В течение межаттестационного периода

3.
Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения.
В течение межаттестационного периода

4.
Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений детей и родителей.
Способствовать развитию гармоничных отношений между детьми и родителями.
В течение межаттестационного периода

5.
Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с гиперактивными (СДВГ) детьми.
Помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.
В течение межаттестационного периода

















2.3.Консультационная и просветительская работа.
2.3.1.Работа с педагогами

Мероприятия
Цель
Срок
проведения

1.
Семинар –практикум. «Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в развитии».
Познакомить воспитателей с элементами песочной терапии.
2015 г.

2.

Анализ результатов диагностики готовности детей к школе.
Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры.
В течение межаттестационного периода

3.



Деятельностная позиция педагога в развитии познавательной активности дошкольников
Повышение уровня готовности воспитателя к развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
2015г.


4.

Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста.
Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации.

В течение межаттестационного периода

5.


Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности подхода к застенчивым детям».
Познакомить воспитателей с эффективными способами преодоления застенчивости детей.
2016г.


6.

Индивидуальные консультация для воспитателей «Метод наблюдения в работе с семьей».
Закрепить и уточнить знания воспитателей.
2017 г.


7.
По заявке воспитателей круглые тематические столы.
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем.
В течение межаттестационного периода

8
Консультация для воспитателей подготовительных групп «Интеллектуально-досуговые игры как средство подготовки детей к школьному обучению».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.
2018 г.

9.
Консультация для воспитателей «Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ
2019 г.

10.
Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.
2020 г.




2.3.2.Работа с родителями

Мероприятия
Цель
Сроки

1.
Групповая консультация для родителей подготовительной группы «Чему и как учить до школы».
Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка.
В течение межаттестационного периода


2.
Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики.
Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.
В течение межаттестационного периода

3.
Заседание клуба “В помощь семье”: «Я сам!»
Познакомить родителей с эффективными способами преодоления трудностей в поведении детей.
В течение межаттестационного периода

4.
Заседание клуба “В помощь семье”: «Роль эмоций в жизни ребёнка»
Помочь родителям в решении проблем в жизни ребенка.
2015 г.

5.

Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания.
Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.
В течение межаттестационного периода

6.

Групповая консультация для родителей подготовительной группы «У школьного порога».
Разработка конкретных рекомендаций для родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
В течение межаттестационного периода

7.
Групповое консультирование (общие и групповые собрания).
Формировать у родителей потребность в психологических знаниях.
. В течение межаттестационного периода

8.
Семинар – практикум: Как понять ребенка: дети с застенчивостью».
Повысить педагогическую культуру родителей.
2016 г.

9
Семинар - практикум: «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
Актуализировать проблемы воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания;
Повысить педагогическую культуру родителей.
2017 г.

10.
Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»
Познакомить родителей с особенностями общения, техникой активного слушания.
2018 г.

11.
Консультация для родителей «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Содействовать становлению родительской компетентности в вопросах социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2019 г.

12.
Консультация для родителей «Чему и как учить до школы».
Повысить педагогическую культуру родителей
2020 г.


2.4.Организационно-методическая работа.

Мероприятие
Сроки проведения

1.
Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий.
В течение межаттестационного периода

2.
Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику.
В течение межаттестационного периода

3.
Оформление кабинета психолога:
Продумать оформление оборудования кабинета.
Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога.
Сделать оборудование для оформления кабинета.
В течение межаттестационного периода

4.
Изготовление методических пособий:
Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации.
Сделать мягкие пуфики для релаксации.
Приобрести материал для изготовления «Сухого душа» для релаксации.
Сделать «Сухой душ» для релаксации.
Приобрести материал для изготовления «Волшебного коврика» для релаксации.
Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы.
Приобрести материал для изготовления настольной песочницы.
Сделать настольную песочницу.
Приобрести материал для изготовления кукол «Марионеток».
Изготовить кукол «Марионеток».
В течение межаттестационного периода


2.5. Методическая активность.


Мероприятие
Сроки проведения

1.
Участие в совещаниях, семинарах, мероприятиях детского сада и муниципального района.
В течение межаттестационного периода

2.
Участие в межрегиональных, республиканских, Всероссийских конкурсах
В течение межаттестационного периода

3.
Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах
В течение межаттестационного периода

4.
Подготовка материала для авторской разработки
2015 г.

5.
Разработка авторского пособия
2016 г.

6.
Апробация авторского пособия
2017 г.

7.
Рецензирование и утверждение авторского пособия
2018 г.

8.
Внедрение в практику работы по авторскому пособию
2019 г.

9.
Распространение опыта работы по авторскому пособию
2020 г.

























Jђ Заголовок 1 Заголовок 315