Методическая разработка классного часа для 5 класса С детства дружбой дорожить учат в школе…


Классный час "С детства дружбой дорожить учат в школе…"

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.
При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.
На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:
уважать и принимать мир другого;
относиться к ученикам с абсолютным доверием;
акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
избегать оценочных суждений в отношении к детям;
безусловное принятие ребенка.
Тема:    «С детства дружбой дорожить учат в школе…»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Форма работы: разговор-рассуждение с использованием плакатов, картин, можно использовать презентацию.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко – накрепко дружить,С детства дружбой дорожитьУчат в школе, учат в школе, учат в школе
II. Сообщение темы и цели занятия
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос: «А есть ли у меня друг?»– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
III.  Беседа о значении слова «дружба»
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.– Это когда коршун летает вместе с синицей.Спросила я у зверя: – Что такое дружба?– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?– Это что-то огромное, радостное, большое.Это когда ребята все сразу, все вместе играют.Это когда мальчишки девчонок не обижают.Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
– Произнесите слово «дружба». – Что вам вспоминается?– Какой я? Какой мой друг?– Каким бы я хотел быть?– Каким бы я не хотел быть?– Каким бы я не хотел видеть своего друга?– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?
 IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,Как тогда бы лужи жили?Как бы реки потекли?Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,Как бы песню мы сложили?Как бы птицам распевать?Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,Как бы мы на свете жили?Ведь без дружбы с давних летНичего на свете нет!
– Задумаемся над тем, что дружба нужна  и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
– Какого друга можно назвать настоящим? 
V. Пословицы о дружбе
 Дружба - великая сила.
 Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
 Без беды друга не узнаешь.
 Дружба любит дело.
 Скатерть со стола — и дружба сплыла.
 Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
 Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
 За дружбу дружбой платят.
 Две кошки в мешке дружбы не заведут.
 Маленькая дружба лучше большой ссоры.
 Друга на деньги не купишь.
 Друг - твоё зеркало.
 Не в службу, а в дружбу.
 Для дорогого друга - ворота настежь.
 Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
– А какие пословицы о дружбе знаете?
Игра «Закончи пословицу»
 Дерево держится корнями, а человек … ( друзьями)
 Единственный способ иметь друга - это быть … (другом)
 Лучше друг верный, чем камень … (драгоценный)
 Ложь дружбу губит, почему дружба её …(не любит)
 Не бросай друга в … (ненастье)
 Не годы сближают людей, а … (минуты)
 Не поспоришь - … ( не подружишь)
 Дружба не служба; а кому дружить, на того… ( служить)
 Нет друга - ищи, нашёл - … (береги)
 Одёжа хороша новая, а друг - … (старый)
 В долг давать – дружбу… ( терять)
 Старый друг лучше новых… ( двух)
Физминутка (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)У тебя нос и у меня нос.У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
VI. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите?– Дружите ли вы со своими родителями? – Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
VII. Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
VIII. Показ книг с рекомендацией прочитать их
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи»
IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия
– С чего начинается дружба?
 Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).… С голубого ручейкаНачинается река,Ну а дружба начинается с улыбки.
X. Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу.– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
– Могут ли руки помочь подружиться?– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
XI. Повторение правил речевого этикета
– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)– Какая она на ощупь?– На вкус?– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?– С какими животными можно связывать слово дружба?– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
XII. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями.4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
Там, где трудно одному,Справлюсь вместе с вами!Где чего-то не пойму,Разберусь с друзьями!Что мне снег, что мне зной,Что мне дождик проливной,Когда мои друзья со мной!
– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:– Ребята, давайте жить дружно!
Использованная литература:
Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
«Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
 Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»