Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.


Программа«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»КГКОУ «Детский дом № 17» на 2015-2017 г.г1. Паспорт программы
Наименование программы
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Разработчики программы
Администрация КГКОУ «Детский дом № 17» п. Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края
Сроки реализации программы 2015 – 2017 годы
Исполнители программы
Педагогический коллектив КГКОУ «Детский дом № 17»: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели.
Цель программы: обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Задачи программы:  повышение уровня воспитательно – профилактической  работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;
защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;
осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.              
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный -  безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,  – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
 
3. Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
        нарушения прав детей в области получения образования, на охрану здоровья, жильё и имущество и др.;
         рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
         омоложение преступности;
         увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений.
 
4. Правовая основа программы 
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
         Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
         Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 24.06.2009 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

5. Цель программы:
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6. Задачи программы:
 повышение уровня воспитательно – профилактической  работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;
защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;
осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
7. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
•   директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели;
•   представители правоохранительных органов;
•   представители общественных организаций.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
9. Программа мероприятий
№ п/п  
Мероприятия Ответственные Сроки выполне-ния1. Подготовительные мероприятия
1 Анализ состояния воспитательно-профилактической работы Зам. директора по УВР Май 2015 г.
2 Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы Зам. директора по УВР Июнь-август 2015 г.
3. Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей Педагог-психолог Ежегодно по плану
4. Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Зам. директора по УВР,
воспитатели Ежегодно по плану
5. Разработка воспитательных часов «Легче предупредить, чем исправить» Воспитатели В течение года
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики
 (работа с педагогическим коллективом)
1. Составление социального паспорта группы, детского дома                           Воспитатели, социальный педагог Ежегодно
2. Уточнение банка данных воспитанников «группы риска» Воспитатели, социальный педагог 1 раз в четверть
3. Проведение семинаров на темы:
а) «Индивидуальные особенности подростков с отклонениями в поведении»;
б) «Возрастные особенности школьников»;
в) «Конфликты и пути их разрешения» Педагог – психолог По плану
4.  Педагогическое консультирование Педагог – психолог По запросу
5. Обучение воспитателей методике проведения детских мероприятий в форме тренингов                  Педагог – психолог 1 раз в четверть
6. Проведение заседаний круглых столов с повестками:
1. «Пути решения проблем трудных подростков»;
2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки
3. «Использование возможностей детского дома и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок на ведение здорового образа жизни» Зам. директора по УВР 1 раз в полугодие
7. Правовая учеба воспитателей, воспитанников      Специалисты правоохранитель-ных органов 1 раз
в четверть
8. Закрепление наставников за воспитанниками «группы риска», состоящими на внутридомовом учете и на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН) Зам. директора по УВР По мере необходи-мости 
9. Разработка системы работы по выявлению учащихся,      склонных к употреблению ПАВ. Социальный педагог В течение года
10. Учеба воспитателей по проблеме «Система    работы с «трудными» воспитанниками»                                  Педагог – психолог, социальный педагог Постоянно
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
1 Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния Специалисты правоохранитель-ных органов В течение года
2. Вовлечение воспитанников в творческие объединения дополнительного образования (кружки, секции) Педагоги дополнительного образования, воспитатели Постоянно
3. Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:
•              недель профилактики;
•              правовых месячников;
•              индивидуальной работы Специалисты правоохранитель-ных органов, социальный педагог В течение года
4. Участие воспитанников в акциях:
•              «Забота»;
•              «Здоровье»;
•              «Подросток» Зам. директора
 по УВР Ежегодно
5. Апробирование и внедрение планов индивидуально-профилактической работы с воспитанниками, состоящими на учете в ОДН, в детском доме Зам. директора по УВР,
социальный педагог В течение года
6. Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни» Воспитатели Ежегодно
7. Организация отдыха воспитанников в каникулярное время
Администрация детского дома Ежегодно
8. Расширение представлений учащихся о нормах культурного поведения в обществе Воспитатели, социальный педагог Постоянно
9. Проведение тематических недель профилактики:
а) «Выполняем Устав детского дома (права, обязанности, ответственность воспитанников)»;
б) «От пьянства до преступления — один шаг»;
в) «Проступок, правонарушение, преступление»;
г) «Опасные игры»;
д)«Профилактика употребления ПАВ»;
е)«Механизм действия Федерального закона "О запрете курения». Зам. директора по УВР,
специалисты правоохранительных органов,
социальный педагог, педагог-психолог По плану
10. Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:
а) наблюдение, тестирование;
б) интервью;
 в) беседы;
г) анкетирование;
д) диагностика личности подростка и его социальных связей (методики «недописанный тезис», «фантастический выбор», «незаконченное письмо») Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог В течение года
11. Подготовка социального паспорта группы и детского дома; подготовка характеристик на воспитанников Воспитатели, социальный педагог Один раз в полугодие
12. Наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях:
а) школа (учеба, труд);
б) участие во внеклассных мероприятиях;
в) досуговые предпочтения;
г) наличие профессиональных направленностей Педагогический состав детского дома Постоянно
5. Совместная работа субъектов профилактики
1 Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов Ежегодно
2. Совместная работа педагогов детского дома и органов правопорядка по:
• выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
• формированию навыков законопослушного поведения Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов Ежегодно
3. Неделя профилактики Заместитель директора по УВР По плану
4. Организация круглых столов, бесед, лекций с воспитанниками  по профилактике правонарушений Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов Ежегодно
5. Проведение операций: «Подросток», «Всеобуч»
Администрация,
Специалисты правоохранительных органов Ежегодно
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике
правонарушений несовершеннолетних
1. Совместные мероприятия педагогов детского дома и представителей ОПДН, правоохранительных органов, общественных организаций Администрация,
Специалисты ОПДН, общественных организаций Ежегодно
2. Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома, правоохранительных органов, общественных организаций Администрация детского дома В течение года
7. Контроль
1. Создание системы мониторинга реализации программы Зам. директора по УВР В течение года
2. Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников (по полугодиям) Социальный педагог 2 раза в год
3. Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников «группы риска» Социальный педагог, воспитатели Ежегодно
8. Информационная работа
1 Выпуск буклетов: «Профилактика», «О вреде алкоголя и курения», «Проблемный ребенок — кто он?», «Легче предупредить, чем...» Социальный педагог, воспитатели В течение года
2. Размещение материалов на сайте детского дома Зам. директора по УВР Постоянно
3. Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению, профилактике вредных привычек Педагог-психолог, социальный педагог Постоянно
4. Конкурсы плакатов, рисунков по актуальным проблемам Воспитатели В течение года