Презентация на темуИстория создания оркестра русских народных инструментов


История создания оркестра русских народных инструментов. Василий Васильевич Андреев- создатель первого русского оркестра, музыкант- просветитель, реконструктор русских народных инструментов.   ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры. В1896 - 1900 гг. на основе этой домры, Андреев создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса. При объединении их с семейством балалаек окончательно сформировался оркестр русских народных инструментов. Домры - в оркестре основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.    БАЛАЛАЙКА - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году.O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей. В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующую функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.   ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Жалейка - преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы. В 1900 г. В.В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой.   СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной. Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII в. В первые годы нашего столетия В.В. Андреев ввел в свой оркестр свирели. Инструменты такой конструкции изредка встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.   ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью.Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. На прямоугольных гуслях исполнялись народные песни, танцы, романсы, отрывки из опер, различные инструментальные произведения и т.д.В 1914 г. Н.П. Фомин сконструировал так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам . Клавишные гусли, наряду с обычными, были введены в оркестр Андреева и находят применение до настоящего времени в оркестрах большого состава.   БУБЕН - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки..Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов. Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Сырых Арина, ученица 4 класса «Б».