Конспект фронтального занятия по развитию речи на тему:Перелётные птицы (Кукушка)


Конспект фронтального занятия по развитию речи на тему:
«Перелётные птицы»
(по рассказу Т.А. Шорыгиной «Кукушка»)
в старшей логопедической группе для детей с ОНР (П-Ш уровня)
Разработала:
учитель-логопед
ЖИГУНОВА Марина Николаевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий;
- учить детей создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел;
- расширить словарь по теме «Перелётные птицы»;
- выучить загадку про кукушку.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать творческое воображение,
- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;
- активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать у детей любовь к птицам, к родной природе.
Оборудование: доска, магниты, звонок, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки «Перелётные птицы», Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» стр. 52 – 54, альбомы для рисования, простые карандаши.
Ход занятия:
Орг. момент (возьми картинку и назови перелётную птицу). (Слайд 2)
Ответьте на вопросы: (Слайд 3)
Почему эти птицы называются перелётными?
Когда перелётные птицы прилетают к нам?
Почему именно весной они прилетают?
Отгадайте, о какой птице, мы сегодня будем говорить?
Не ворона, не синица,
Как зовётся эта птица:
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку-ку!» Кукушка.
(Слайд 4)
Да, сегодня мы будем слушать рассказ о кукушке:
КУКУШКА.
Кипит работа в весеннем лесу – птички тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха – строят гнезда, устилают их пухом и пёрышками, готовятся к появлению птенцов. (Слайд 5)
Когда заботливая работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда – кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик своё яичко, а хозяйское унесёт в клюве и выбросит. (Слайд 6)
Ну, а как быть кукушке, если птичка, насиживая свои яйца, никуда из гнезда не улетает?
Тогда кукушка прибегает к хитрости, пользуясь сходством с хищным ястребом, которого боятся лесные птицы. Кукушка почти также окрашена и таких же размеров, как ястреб, да и летает она, похоже. (Слайд 7)
Когда беззащитные птахи замечают над собой «хищника», они с писком вылетают из гнезда. Кукушке только того и надо! Она тут же подкидывает в их гнездо свои яйца.
Через 11 дней кукушонок выклёвывается из скорлупы. И новорождённый приступает к тяжёлой работе – надо выкинуть из гнезда маленьких птичек. Кукушонок осторожно подползает под спинку птенчика и несёт к краю гнезда, и выкидывает малыша. (Слайд 8)
В первые недели жизни у кукушонка на спине есть небольшое углубление, с помощью которого он выкидывает своих сводных (неродных) братьев, потом она исчезает.
Вот и остаётся птенец в гнезде один – теперь весь корм, который принесут приёмные родители, достанется только ему, ведь он очень прожорлив и растёт, как в сказке, не по дням, а по часам! (Слайд 9)
А что же родная мать-кукушка? Наши лесные кукушки никогда своих детей не навещают.
Песню кукушки слышали почти все, а вот увидеть эту птицу тяжело, потому что, обычно, они прячутся на самой макушке высокого дерева, в густых зелёных ветвях.
Основной корм кукушек – насекомые, но иногда они могут поклевать и сладкие лесные ягоды. (Слайд 10)
И хотя кукушки – нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы, особенно гусеницы шелкопряда, опасные враги леса – они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть. (Слайд 11)
В середине лета, в июле, птицы улетают в жаркую Африку. Молодые кукушки прилетают туда позже. (Слайд 12)
Что же мы узнали о кукушке:
Как выглядит кукушка?
Вьёт ли кукушка гнездо?
Кто «воспитывает» маленьких кукушат?
Чем питаются кукушки?
Как они помогают лесу?
Когда кукушки улетают в тёплые края?
Учим загадку о кукушке: (Слайд 13)
Всем она года считает,
А своих птенцов бросает.
Но послушать – просто врушка
Эта пёстрая кукушка.
Скажите кукушка, она какая? – пёстрая, серая, перелётная, хитрая, умная, злая, большая, … (Слайд 14)
Что делает кукушка? – улетают, бросает, уничтожает, подкидывает, обманывает,… (Слайд 15)
Посчитаем кукушат: (Слайд 16)
1 кукушонок,
2 кукушонка,
3 кукушонка,
4 кукушонка,
5 кукушат,
6 кукушат,
7 кукушат.
8 кукушат,
9 кукушат,
10кукушат.
Повторите загадку про кукушку. (Сначала хором, а потом по одному –
5 человек)
А теперь вместе нарисуем кукушку. Сначала нарисуем головку, клюв, глаз, туловище, две лапки, хвост, крылышки (одно хорошо видно, другое чуть-чуть). И посадим её на веточку. (Слайд 17)

Итоги занятия: 1) Оценка работы детей;
2) О какой птице мы сегодня говорили?
Что нового, интересного узнали вы о кукушке?
О какой перелётной птице вы хотели бы ещё поговорить?