Анализ лирического произведения А.Тарковского Мне опостылели слова, слова, слова…

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2
Терновского района, Воронежской области
Анализ лирического произведения А.Тарковского
Мне опостылели слова, слова, слова,
Я больше не могу превозносить права
На речь разумную, когда всю ночь о крышу
В отрепьях, как вдова, колотится листва.
Оказывается, я просто плохо слышу,
И неразборчива ночная речь вдовства.
Меж нами есть родство. Меж нами нет родства.
И если я твержу деревьям сумасшедшим,
Что у меня в росе по локоть рукава,
То, кроме стона, им уже ответить нечем.

Стихотворение А.Тарковского – это текст, так как объединен единой темой (отстаивание духовной свободы, поиск смысла существования, дисгармония человека с природой) и идеей (показать внутреннюю дисгармонию лирического субъекта стихотворения), есть смысловая связность, композиционная завершенность, текст структурно упорядочен, членится на предложения, прослеживается стилистическое единство (стихотворение, несомненно, относится к художественному стилю речи).
Стихотворение А.Тарковского называется по первой строке, в которой заключен философский смысл, в которой выделяется аллюзия (аллюзия – изобразительно-выразительное средство композитного уровня, которое актуализирует смысл чужого текста из мировой культуры и дополняет его индивидуально-авторским; аллюзия, иными словами, отсылает к прецедентному тексту (претексту) – «Гамлет» В.Шекспира:
Полоний. <>Что вы читаете, принц?
Гамлет. Слова, слова, слова. (акт второй, сцена II)
Данная аллюзия помогает определить тему стихотворения: отстаивание духовной свободы, независимости, поиск смысла существования человека. Названная тема стихотворения раскрывается при помощи другой темы дисгармонии человека и природы.
В стихотворении 10 строк, что нехарактерно для русской организации стиха. Подобная структура обращает внимание на 7 строку (Меж нами есть родство. Меж нами нет родства.), где проявляется синтаксический параллелизм. Эта строка заключает в себе философский смысл. Она содержит параллель не только на синтаксическом, но и на лексическом уровне: выделяются две части одного целого. Эта строка и грамматически делится на две части. Предложения объединяются дважды употребленным предлогом меж (в форме поэтической, устаревшей), что предполагает объединение чего-либо. Это объединение подчеркивается и словом родство, употребленным дважды. Со словом родство связаны и слова вдова, вдовство. Данные слова помогают раскрыть тему дисгармонии человека и природы: природа потеряла человека, он исключен из целостной системы природы (В отрепьях, как вдова, колотится листва. / Оказывается , я просто плохо слышу, / И неразборчива ночная речь вдовства..). Со словом вдовство связано слово речь: речь вдовства, относящаяся к природе. Но и человек обладает речью (на речь разумную); данное сочетание выделяется: Тарковский использует инверсию.
В тексте стихотворения есть слова, которые выражают попытку диалога: колотится, твержу, ответить нечем, стон. Видно, что человек обращается к природе, но воспринимает ли природа его неясно, так как единственный ответ – стон.
А.Тарковский показывает, что человек, который живет только разумом, несостоятелен; утверждает, что идея превосходства человека над природой изжила себя, что выражается в тексте словами с оценочным значением: опостылели, превозносить.
Автор для раскрытия темы обращается и к библейскому сюжету: в росе по локоть рукава – восходит к фразеологизму руки по локоть в крови. Эта замена показывает, что человек совершает преступление против природы, отделившись от нее, человек нарушает законы природы, и тем самым совершает преступление и против себя. И лирический субъект А.Тарковского осознает это и пытается приблизиться к природе, найти свое место. Очень осознать свое предназначение, обрести независимость, духовную свободу.
А.Тарковский – поэт XX века - времени, когда люди оказались, лишены единения с природой, и единственной сферой жизни, которая не вступает в противоречие с природой, является искусство.

Фонетический уровень – аллитерация (сгущение сонорных).
Лексический – слова с оценочным значением (опостылели, превозносить, в отрепьях), переосмысление фразеологизма (в росе по локоть рукава), антитеза (есть – нет).
Морфологический – обилие личных местоимений, союзов, преобладание существительных и глаголов, предлог меж.
Синтаксический - в тексте по своей организации выделяется 7 строка Меж нами есть родство. Меж нами нет родства – синтаксический параллелизм. Помимо этих предложений текст стихотворения состоит из трех сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Выделяется инверсия (на речь разумную, деревьям сумасшедшим); сравнения (как вдова, колотится листва).
Композитный уровень – лирический субъект (герой), разумный человек, одинок, находится в состоянии дисгармонии с природой, с обществом и с самим собой, он пытается найти свое место в жизни.

15