Педагогическое эссе «Пропаганда книги («Литература может научить лишь одному — не соглашаться…» С.Лукьяненко)»


Педагогическое эссе
«Пропаганда книги («Литература может научить лишь одному — не соглашаться...» С.Лукьяненко)»
Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горный техникум»


«Избитые слова - как слизни
На обескровленных устах
Распятого на древе жизни
С короной корня в небесах…»
(С. Бобков)
«- Один мой друг сказал мне, что это самая тяжелая книжка. И я решила, что если я ее домучаю, то тогда смогу прочесть и все остальные. - И давно мучаете? - Шесть лет»… Это цитата из одного западного фильма, правда, не помню какого, но почему- то четко врезалась в мою память. Может потому что уроки литературы были не самыми моими нелюбимыми в школе. Много читала, много думала, много сомневалась, да и еще и потомственная педагогическая династия. Так что стопка тетрадок, приглушенный свет настольной, книги – вот атрибут, сопровождающий мое детство, а еще и роскошная библиотека, как гордость нашей семьи. Я читала не просто много, а взахлеб и бессистемно. Поэтому вопроса о выборе профессии даже и не существовало: УЧИТЬ… Подросток, который заканчивает школу, не отдает себе отчета в правильности выбора профессии, больше захвачен экзаменами, дорогой во взрослую жизнь. Понимание приходит позднее, когда ты уже стоишь возле доски и взгляд твой скользит по залитому солнцем кабинету. И твои помощники – молчаливые портреты мэтров равнодушно взирающих со стен класса. «Воспитателем и учителем надо родиться…» - сказал А. Дистервег. Дерзну, не согласится с Великим. Надо осознать в себе учителя, понять и не навредить! Почему только врачи дают вечную клятву: «Не навреди!». Юные выпускники университетов, будущие учителя-наставники должны в обмен на диплом произносить аналогичную клятву, чуть-чуть измененную: «Клянусь не навредить душевным помыслам своего ученика, помогать ему мечтать, и делать все для достижения мечты и целей моего воспитанника. Я – Учитель! Я – Наставник! А это звучит гордо».
Как говорят актеры: служу в театре, я служу в учебном техническом заведении, вбивая, хоть, и с благой целью, в неокрепшие подростковые мозги, шедевры русской литературы. Борьба с невежеством проходит небезуспешно: студенты дерзки, пытливы, имеют свою точку зрения на все. И главное, они (студенты) хотят общаться с себеподобными - молодыми. Многое узнать и самим попытаться рассказать о культуре своей страны и о русском языке, который они называют родной. Студента заинтересовать легко, главное направить в нужное русло познавательной энергии. И пусть сам представитель подрастающего поколения овладеет, а потом донесет до собеседника инструменты повышения интереса к русскому языку. Можно назвать как угодно: обмен информацией в интернете, общение в «Контакте», переписка в «Одноклассниках». Главное: общение молодых. Какова в этом роль учителя, то есть моя?! Так, небольшая корректировка наставника и помощь в нахождении информации. А еще: желание не просто перебрасываться короткими сообщениями с орфографическими, а общаться вдумчиво, осознанно, доказательно.
Мы живем в маленьком шахтерском городке, но библиотек достаточно, книжных магазинов тоже, интернет доступен. Надо находить в себе силы читать, думать, мыслить, и, не опускаясь до нотаций, корректно общаться. «Язык до правды доведет»… Надо показать молодого человека (студента) чутким, развитым, интеллектуальным. Как это сделать?! Начнем с того, что русский язык, русская литература, русский человек - сросшиеся душой предметы… Разберем этот феномен на составляющие:
Во-первых, это слово-книга. Надо пропагандировать среди своих воспитанников русскою классическую литературу 19, 20 века. Надо рассказывать молодому читателю о тех людях, которые укладывали перед собой чистый лист бумаги и выплескивали на него свою душу, болели, горели в лихорадке времени и событий, болели, мало жили, но… продолжали писать. И из-под их пира выходили шедевры. Надо подробно рассказывать студенту на уроках литературы о биографиях писателей и поэтов, и только потом плавно подводить к произведениям. Листать трепетно, небыстро страницы жизни Пушкина, Тургенева, Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и прочих.
Если ты - студент и хочешь приобщиться к той области, которая называется «Русская литература», начти с малого: сходи в библиотеку и почитай, затем подумай. Не надо сбрасывать со счетов и западников, так называемую, западную литературу. Но будь осторожен в своих суждениях и в выборе книг. Западная литература славится своими именами. И хотя ты уже знаешь, что знаменитые и именитые французы Мопассан и Флобер учились у нашего мэтра Тургенева, отнесись с должным уважениям к знаменитым именам-фамилиям (Золя, Ле Карре , Эмис). Как говаривал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное», но ты, и я, твой педагог, пытаемся!
Изучая русскую и зарубежную литературу, мы со студентами не забываем говорить о красоте и мелодичности русского языка, о его сложности и многогранности; цитируем гордых сынов земли российской:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен; то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» (М. В. Ломоносов. Российская грамматика, 1755 г.). И как можно поспорить с таким авторитетным высказываем?! Продолжаем развивать тему о достойных сынах земли российской. Неважно с кого начинаем, главное, о чем говорим. Но хотелось бы начать с А. Пушкина, понимая, что равнодушный, недумающий, нечитающий человек не может понять пронзительность поэзии А.С. Пушкина. Он – Гражданин, Поэт, Мужчина. «Лелеющая душу гуманность…» - поэзия нашего соотечественника, прославившего Россию и ставшего основоположником русской литературы. Воспевать родину, женщину, красоту - это патриотизм, порядочность и гуманизм… О том же самом говорят современные поэты:
Спешите делать добрые дела,пока еще не склевана рябина,пока еще не ломана калина,пока береста совести бела.Спешите делать добрые дела.В колесах дружбы так привычны палки,в больницах так медлительны каталки,а щель просвета так порой мала.А ложь святая столько гнезд свила,анчары гримируя под оливы.У моря все отливы и отливы,хоть бей в синодские колокола.Пока сирень в глазах не отцвела,и женщины не трубят в путь обратный,да будут плечи у мужчин квадратны!..Спешите делать добрые дела.
(Г. Поженян)
Когда собратья по цеху отзываются с достоинством – это ли не оценка творчества. Вот что Н. Гоголь говорил о поэзии Пушкина: « … стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…». Мне и моим студентам надо гордиться тем, что мы говорим на том языке, на котором разговаривал и писал А. Пушкин. Не надо читать нотаций своим воспитанникам, почитайте ему стихотворения А. Пушкина, естественно наизусть. И сделайте закладку на поэме «Клеопатра:
Царица голосом и взоромСвой пышный оживляла пир,Все, Клеопатру славя хором,В ней признавая свой кумир, Шумя, текли к её престолу,Но вдруг над чашей золотойОна задумалась — и долуПоникла дивною главой…
Через века веет властностью, красотой, достоинством и… беззащитность Женщины. И как такую красоту стиха, русского языка можно не оценить?! Хочется взять с полки томик Пушкина и перечитать эту поэму, перекатывая слова-жемчужинки на языке. Долго взвешивала фамилии-судьбы других моих именитых соотечественников-классиков, которые прославили Россию, русскую литературу и русский язык. О ком говорить своим студентам (конечно, программа ставит в жесткие рамки, но ведь учитель – ваяет мысли-образы, может унести своего ученика в мир образов)? Никого не хочешь обойти, обделить на свих уроках литературы из тех, кто прославил своим словом-стоном, жизнью- произведением шестую часть суши, то есть Россию . Каждый из писателей, кого мы изучаем на уроках литературы силен, талантлив, но хрупок и раним.
Мы говорим о 19 веке, а за окнами – сложный, быстротечный и красивый 21 век: нанотехнологии (долго сохраняется красота женщин и мужчин), компьютеризация (компьютер-собеседник, компьютер-товарищ). И как не вспомнить тонкие миры Ф. Достоевского, сомнения его героев, преступления, которые они совершали, и наказания, которые за этим следовали?! Объясняю своему студенту, что наше хрупкое существование зависит от многих факторов, ради которых мы стремимся жить дальше. Но смысл жизни всегда обусловлен только воспоминаниями: уникальный набор образов, страхов, эмоций, сожалений, важность которых мы определяем сами. И еще: изучать русский язык и литературу нашего народа может человек, который согласен много и кропотливо работать над мысле-образами, над загадками слова. Иногда только одно слово может сказать, если не обо всем, так о многом. Вот, например, описывая внешность своего героя, Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» делает это весьма своеобразно: автор вначале показывает убогость обстановки, в которой живет молодой, задавленный нищетой, дворянин. Показана грязная каморка – жилье Раскольникова, лестница, облитая кислыми щами, по которым молодой человек спешит во внешний мир, залитый солнцем и грязью, Петербург. И только после всей этой неприглядной картины, автор, как будто спохватывается, что не представил своего героя, выдуманного и выстраданного им же самим, и говорит: «Кстати, он (Раскольников) был замечательно хорош собой…» И одно только слово «кстати» приковывает внимание к болезненной худобе молодого аристократа, к его огромным глазам, длинным вьющимся волосам. И читателю, как раз благодаря этому «кстати», до злых слез жалко молодого красивого парня, который запутался в своих наполеоновских теориях, совершил страшное преступление, и между ним и людьми встала стена из крови…
Можно долго рассказывать о мастерах-писателях и об их творениях… Мысле-слово бесконечно и вечно…
Во- вторых,– это сам человек, русский человек с его своеобразным мировидением, представлением об этом мире и времени. Для того чтобы понять загадочную русскую душу, надо жить, не пожить, а именно жить в России. А еще лучше в русской глубинке, маленьком провинциальном городке, о которых писали драматург А. Островский, писатель А. Чехов. Люди в таких городках все на виду: не спрячешься ни с радостью, ни с горем. А уж если душа черна, или обидел кого… Всё вокруг человека – кирпичики, из которых сложится явь. И человек творит свою вселенную. Творит из самого себя, потому что больше в мире нет ничего реального. Поэтому невозможно понять душу русского человека, ее надо долго-долго изучать, чутко и деликатно касаться околомирья, читать книги о русской истории, и о тех, кто ее творил, общаться долго и много с «русскодумающими». И тогда только чуть – чуть приподнимется занавес тайны души русской! Так и мы (я, преподаватель Черногорского горно-строительного техникума и мои студенты) на уроках литературы с осени и до долгожданного лета открываем для себя переливчатый мир литературы и тайны русского языка. А кто поймет из студентов, для чего нужно печатное слово, навсегда прикипит душой к КНИГЕ. И к этому причастна буду я…
Ангелина Луферчик


Без книги в мире ночь
И ум людской убог,Без книги, как стада,Бессмысленны народы.В ней добродетель, долг,
В ней мощь и соль природы,В ней будущность твояи верных благ залог.
Виктор Гюго