Урок-размышление «Зорко одно лишь сердце…» («Маленький принц» А. Сент-Экзюпери)

Урок-размышление

«Умирать надо за то, ради чего стоит жить»
(«Маленький принц» Сент-Экзюпери)

( литература,6 класс)

Тема: «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» А. Сент-Экзюпери)
Цель: 1. Знать особенности творчества А. Сент-Экзюпери, содержание философской сказки «Маленький принц»
2..Уметь анализировать поступки героев, применяя философские категории
Оборудование: 1. Иллюстрации сказки
2. Музыкальное оформление: «Маленький принц» (Сл. Н. Добронравова Муз. М. Таривердиева) «Нежность» (Сл. Н.Добронравова Муз. А.Пахмутовой)
Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери
«Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
«Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все»
«Ищите меня в том, что я пишу.Чтобы писать, надо прежде всего жить»
«Умирают только за то, ради чего стоит жить»
«Я родом из моего детства Детство – это огромный край, откуда приходит каждый»
7. Жанр - Философская сказка

мир взрослых мир детей
8. Приручить (создать узы)
9. «Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?» Л.Н. Толстой

I. Слово учителя: Вся мысль моя – тоска по тайне звездной
Вся жизнь моя – стояние над бездной
За мигом миг в таинственную нить
Власть Вечности, бесстрастная, свивает,
И горько слеп, кто сумрачно дерзает,
Кто хочет смерть от жизни отличить
Какая боль, что грозный храм вселенной
Сокрыт от нас великой пеленой,
Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,
Стоим, века, у двери роковой.
Вся наша мысль – тоска по тайне звездной.
Вся наша жизнь – стояние над бездной
Жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть - вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа.
Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?
Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!
«Вечные» вопросы: - Для чего мы живем? - Что есть счастье? - Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда «вечных» вопросов много веет духом ритори-
ки всемирной «печали»! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин)
Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: «Зачем я здесь? На этой Земле?» «Кто я?» «Что значит мир вокруг меня?»
Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном
Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: «Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?», и героев Шекспира с неразгаданным «Быть или не быть?» Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери.

(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)

«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.
Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки
И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов
Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.
Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.
После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.
Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. «Прежде, чем писать, нужно жить», - наметит он позже.
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же».
В своих книгах он утверждал: «Умирают только за то, ради чего стоит жить», «нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам», « невозможно жить без поэзии, без любви».
Жить Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом «нужных связей» и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.
«Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям».
31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.
Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.
А в 1986 году «Обществу друзей Сент-Эк» удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря навстречу звездам, в никуда
Полет прерван, жизнь закончена. Смерть!
Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?
Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: «Умирают только за то, ради чего стоит жить».
Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные рецепты:
Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидеть
Ты всегда в ответе за тех, кого приручил

И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.

Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца?
Пророчески звучат строки:
Ищите меня в том, что я пишу
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Давайте попробуем «поискать» Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.
И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц
Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все «родом из детства».
Проводником в этот «удивительный край» будет философская сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)
Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие
Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.
Философская сказка

Мир взрослых мир детей
Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен.

(Песня «Маленький принц» Добронравов, Пахмутова, 1 – 3 куплет)

Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту «звездный заметить свет из-под ресниц».
Может и нам навстречу «выйдет доверчивый Маленький принц»

Рассказ – иллюстрация:
Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?

Кто самый внимательный читатель:
Что представляет собой попавшая на планету Роза? Какой у нее характер?
Почему Маленький Принц отправился в путешествие? (он еще не умел любить)
Как Роза отнеслась в решению Маленького Принца? Почему?
Как путешествовал Маленький Принц?
Зачем он летит? Что он ищет?
Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!
Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.
И о каждом из них у малыша сложились особые представления:

1 группа: На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?
(странный народ – эти взрослые)

II группа: Встречает в своих странствиях Маленький Принц и «Делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд
(Чтение по ролям)
Почему Делец не может быть человеком, он гриб?

Вывод: Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).
Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.
- Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)
- Чем мир взрослых отличается от мира детей?

Цитата (Почему взрослые любят цифры?)

Картина 1 - Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший «удава» с шляпой?
- Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.
Картина 2 - Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)
- Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943)
Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.
Человек должен отвечать за тех, кого приручил!
Все просто – и сложно!

Путешествие продолжается!
IIIгруппа: На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (это полезно потому что красиво!)

На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?
(Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)
Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой «неплохая репутация». Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда)

IV группа И вот земля. (выразительное чтение отрывка) Пустыня встретила героя. Почему?
Выразительное чтение по ролям отрывка «Встреча с Лисом и Змеей»
- Почему змея считает себя могущественнее людей?
- В чем мудрость простого цветка на земле?
- Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?

- Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?
- Чему Лис учит Малыша?

Вывод:
Каждое чувство надо заслужить работой души. Любовь – труд души!
Зорко одно лишь сердце. Искать надо сердцем!
Ты в ответе за тех, кого приручил!
Узнать можно только те вещи, которые приручить, которым отдаешь самое ценное – время! Познать что-либо можно лишь приручая
Что значит приручить? (создать узы)
Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.
Почему принц решает вернуться к Розе?
Что в дружбе самое главное ? (верность)
Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?
Маленький Принц возвращается к своей Розе.
Но какой ценой? (цена – жизнь)

Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.
Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.
Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери.
Цитата: «Умирать надо за то, ради чего стоит жить»
За что отдает жизнь Маленький Принц? (любовь к Розе)
Сент-Экзюпери (любовь к людям)
Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь)
Учитель: Любовь готова все прощать. Когда она – любовь.
Умеет беспредельно ждать. Когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть. Когда она - любовь.
Ее немыслимо забыть. Когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать. Когда она любовь.
Она – спасенье, благодать. Когда она – любовь.
(Э. Рязанов)
Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: «Прилетай скорей!»
В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.
Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!
Если можешь, прилетай скорей! ( Песня «Нежность» Пахмутова, Добронравов)
Дополнительные вопросы:
Понравился ли этот взрослый поиск? 2. Чему вас научил Антуан де Сент-Экзюпери 3. Приручил ли вас Маленький Принц?
Дом. задание: Сочинение-рассуждение «Какие слова сказки показались мне самыми важными?»












Петрова Алла Викторовна




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 7 Заголовок 815