Степан Сарыг-оолдун торээн черинге тураскааткан шулуктери


МКУ Управление Образования Овюрского кожуунаМБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа
Овюрского кожууна»
Детская общественная организация «Найырал»
Доклад на тему
«Патриотическое воспитание детей,
как основа нравственного воспитания»


Старшая вожатая
МБОУ «Дус-Дагская СОШ
Овюрского кожууна»:
Осурбай А.Д.
Дус-Даг - 2013г

Оглавление
Введение
1.Понятие патриотизма в современном обществе.
2. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школьников.
3. Особенности патриотического воспитания.
4.Заключение.
5.Литература.

1
Цель данного доклада: -оказать помощь учителям в их работе по пропаганде военно-патриотической воспитании. Приложения (разработки, сценарии… ) доклада поможет учителям в проведении дискуссии, беседы о государственной символике России и Тувы, а также викторины, блиц-опроса и классного часа.
2
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.
В словаре Ожегова «патриотизм» определяется как чувство любви к Отечеству. Патриотизм – понятие, прежде всего, нравственное, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности, знание того, что каждый человек должен иметь чувство любви к своей земле, своему государству и народу. Как нравственное чувство патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: мир, добро, справедливость, любовь и т.д.
Патриотическое воспитание школьников в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.
Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность общественных объединений.
Воспитательная работа в школе осуществляется через детскую организацию «Найырал». Общее количество детей входящих в организацию составляет – 60 человек. Работа детской организации строится в соответствии с планом воспитательной работы школы. Мы работаем в основном по программе «Я – гражданин России». В содержании программы входят следующие направления:
1 направление: «Доброе сердце» - приобщение к миру доброты, заботы, милосердия.
Тимуровская работа «Творцы добрых дел», акция «Ветеран живет рядом», ко Дню пожилых людей.
Поздравление учителей пенсионеров.
Новогодняя акция «Радость малышам» 3
4.Праздничные концерты.
2 направление: «Я – гражданин России» - развитие интереса ребят к истории своего края и народа, формирование патриотизма как качества личности учащихся.
Изучение народного творчества, традиций и обычаев.
Выступление на вечерах, смотрах с художественными номерами.
Пропаганда правил пожарной безопасности и дорожного движения.
Школьные военно–спортивные соревнования.
Встречи с военнослужащими погранзаставы.
Организация викторин, экскурсий в музей.
3 направление: «Тропинки здоровья» - развитие духовных и физических возможностей ребят, навыков ведения здорового образа жизни, экологической культуры, воспитание у детей осознанной потребности в здоровье.
Проведение конкурсов, викторин по ЗОЖ.
День здоровья.
Занятия в спортивных кружках и секциях.
Проведение спортивных соревнований по пионерболу, шашкам.
Спортивные эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе.
Участие в школьных спортивных мероприятиях.
4 направление: «Друг природы» - формирование основ экологической культуры, приобщение к миру природы, воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Уборка пришкольного участка.
Уборка листьев.
Походы, экскурсии на природу.
Озеленение школы и классных кабинетов.
Экологические утренники и вечера, конкурсы и викторины.
4
5 направление: «Я познаю мир» - развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей детей, расширение кругозора учащихся.
Познавательные, интеллектуальные викторины, конкурсы, беседы.
Школьные предметные олимпиады.
Работа кружков и секций.
6 направление: «Калейдоскоп творческих дел» - организация досуга детей, развитие индивидуальных качеств личности, организация и сплочение коллектива, развитие творческих способностей и талантов детей.
Развлекательные программы (конкурсы, игры, праздники…).
Вечера отдыха, дискотеки.
Традиционные праздники: День знаний, «Осенний бал», День учителя, Новый год, 8 Марта, День Пионерии, «Костер дружбы» и др.
Участие в школьных праздниках.
Организация мероприятий во время школьных каникул.
Мы все, педагоги и родители хотим наши учащиеся были добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь, честными и благородными, любящими свою Родину. Поэтому в воспитательной системе уделено большое внимание патриотическому воспитанию, и помощь в этом нам оказывают военнослужащие пограничной заставы. Наше село расположено в 8-ми километрах от пограничной заставы. Поэтому участие пограничников в патриотическом воспитании школьников неслучайно.
Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсе сочинений, это и компьютерная презентация «Никто не забыт, ничто не забыто», это и конкурс рисунков, это и конкурсы патриотических песен…
Большую помощь в подготовке мероприятий по патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории и литературы, преподаватель ОБЖ. Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам,
5
поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «Зарница». В военно-патриотической игре «Зарница» каждый год принимают ученики 7-8, 9-11 классов. Школа тесно сотрудничает с пограничной заставой, на праздники и на знаменательные даты всегда готовят концерты и спортивные мероприятия для военнослужащих-пограничников.
Каждый год проводим месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, в которой принимают участие все учителя и учащиеся школы. Для проведения месячника в школе издается приказ директора школы. План мероприятий согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе, и утвержденный план доводится до учащихся и педагогического коллектива.
Ежегодно в рамках месячника военно-патриотической работы я провожу беседы с применением ИКТ «О государственной символике России и Тувы», «Никто не забыт, ничто не забыто», а также викторины «Герои войны – наши земляки», « Герб. Флаг.Гимн.».
Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играет работа школьной библиотеки. Педагог-библиотекарь Тюлюш Л.А. ежегодно организует выставки «Тувинские добровольцы», выставки книг о войне, беседы, библиотечные уроки.
Особое место в системе воспитательной работы по патриотическому воспитанию школы занимает школьный музей.
Заведующая музеем Седен-оол С.О. не только организует экскурсии для учащихся, но и готовят экскурсоводов из числа учащихся и привлекают ребят к подготовке и оформлению каждой выставки.
Также в школе возрождаются акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом» (тимуровское движение) для оказания помощи ветеранам.
Классными руководителями проводятся классные часы, посвященные воспитанию гражданской сознательности и памятным датам. В 6-7 классах проведены открытые классные часы «Защитники Отечества»,
6
«Сталинградская битва» (Сонам К.Х., Маадыр-оол К-Х.А.). Ребята активно участвуют в школьном военно-патриотическом  игре «Вперед, юные патриоты».
По данному направлению были проведены следующие мероприятия: конкурс презентаций «Моя малая Родина», «Уроки мужества», «Уроки Конституции», торжественные сборы детской организации по юбилейным датам. Все торжественные мероприятия открываются Гимном РФ.
В тесном взаимодействии учителями родного языка и литературы в течение последних двух лет проводили конкурс стихотворений, посвященный ко Дню Победы «Мы внуки тебя, Победа!».
Как традиция 8 мая в школе проводится смотр строя и песни, посвященный Дню Победы. В кожуунном конкурсе патриотических песен дуэтов «Мое Отечество-2012», посвященном 67-летию Победы и 90- летию Пионерии заняли первое место. Член ДОО «Найырал», ученица 6 класса Айыраа Монгуш – победитель в номинации «Оригинальный голос» кожуунного конкурса патриотических песен среди образовательных учреждений Овюрского кожууна, посвященный ко Дню Защитников Отчества и 70-летию Сталинградской битвы, 70-летию отправки тувинских добровольцев на фронты Великой Отечественной Войны.
Ежегодно 9 мая члены ДОО «Найырал» стоят в почетном карауле у памятника, участвуют в проведении митинга. Пионеры – активные участники общешкольных праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы. Ко Дню Победы в классах всегда проводятся классные часы, посвященные Великой Отечественной войне. Ребята делают сообщения: герои-пионеры, герои-комсомольцы, герои войны, Сталинградская битва и мн.другие. В школе также проводятся исторические викторины о Великой Отечественной войне.
7
Члены ДОО 18 мая 2012 года заняли 2 место в номинации «Молодежная проблематика» в республиканском конкурсе социальных проектов в рамках республиканской акции «Я – гражданин России». Также получили грамоту в Республиканском слете ДОО и объединений, посвященный 90-летию Пионерии и 10-летию ДОО РТ «Салгал», за активную деятельность, направленную на улучшение жизни общества республиканской акции «Десять добрых дел».
Принимая активное участие в мероприятиях, учащиеся приобретают навыки коллективизма, чувства товарищества и патриотизма.
В прошлом учебном году в мае наша дружина активно участвовала в республиканском конкурсе социально-значимых, общественно-полезных проектов детских общественных организаций и объединений. В целях профилактики дорожного травматизма пионерская дружина в мае принимала активное участие в республиканской акции «Безопасное колесо». Пионеры показали знания правил дорожного движения в конкурсе «Безопасное колесо». Пионерский актив дружины принял участие в республиканском конкурсе «Безопасное колесо», где ученики показали хорошие знания, которые они получили не только на уроках, но и изучая дополнительную литературу, средства массовой информации. В личном зачете Биче-оол Даяна заняла второе место.

8
Заключение
Патриотическое воспитание детей во все времена занимает особое место. Патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма. Патриотическое воспитание выполняет большую роль.
Таким образом, накопленный опыт патриотического воспитания в школе дает возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому, я считаю, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей.


9
Список использованной литературы:
Воронова Е.А. «Патриотическое воспитание в современной школе». – Ростов-на –Дону: Феникс, 2006. –С. 15-61.
Воспитание патриотизма через игровые формы. (Сборник военно-спортивных игр, эстафет, конкурсов, практических советов). Кызыл, 2005.
Тисленкова И.А. «Военно-патриотическое воспитание в 5-7 классах». –Волгоград, 2010. –С.27-32.
Симанкова,Н. Становление гражданской позиции: (патриотическое воспитание)/Н Симанкова //Библиотека.-2005.-№ 4.-С.30-32.
Каньшина,Т. «Гражданином быть обязан…»/Т.Каньшина // Библиотека.-2006.-№2.-С.56-60.
10
Представляю фотоработы по данному направлению.
Работы учащихся на конкурсе презентаций «Моя малая Родина»
Тимуровское движение: акция «Милосердие»
Участие в республиканском экологическом акции
«От чистого двора к чистой планете»
Презентация интеллектуальной игры «Патриотизм»
Торжественные пионерские сборы.
Военно-спортивная игра: «Зарница»
Акция: «Ветеран живет рядом»
Проект «Пожилым почет и честь»
11