Материал круглого стола для педагогов и психологов образовательных организаций.


МБОУ «Лицей № 17» г. Владимира РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС Гудинова Светлана Валентиновна Учитель истории и обществознанияВысшая квалификационная категория Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Грин Хаббард «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - … Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ «деятель», а не «знайка» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Требования стандарта к результатам Примеры организации работы Групповая работа.Использование мультимедийных учебников .Создание презентаций PowerPoint. Использование электронных образовательных ресурсов. Проведение интегрированных уроков. Метод проектов. 1. Групповая работа как основной элемент урока в рамках ФГОС Групповой способ организации работы детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребенка. Роль учителя на данном этапе работы Наблюдение за работой группыОказание помощи в случае необходимостиПоощрение работы групп Основные цели групповой работы: Обеспечение активности учебного процесса.Достижение высокого уровня усвоения материала. Особенности организации групповой работы учащихся: Деление класса на группы для решения конкретных задачПредоставление определенного задания (одинакового для всех или дифференцированного)Особое расположение групп в классе. Создание условий для обмена информацией и совместной работы.Знакомство учащихся с правилами работы в группеРаспределение ролей в группе. Выбор руководителя группы.Объяснение условий задания, инструктаж и последовательности и времени работы Самостоятельная работа группы. Распределение заданий внутри группыИндивидуальное выполнение заданияОбсуждение результатов работы Отчет групп о проделанной работе Сообщение о результатах работыАнализ познавательной задачиОбщий вывод о работе группы. Самооценка группы. Оценка учителем Результаты При групповой работе формируются универсальные учебные действия: Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравнения,анализа,обощения,классификации,установление аналогий.Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценкаКоммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зренияЛичностные УУД(действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения). Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующихнесколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. 2. Использование мультимедийных учебников Преимущества мультимедийных технологий в преподавании истории: Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографийШироко использовать показ репродукций картин художниковДемонстрировать графический материал (таблицы, схемы)«Оживлять» карты«Посещать» крупнейшие музеи мираПрослушивать записи песенАктивизировать учебный процесс 3. Создание презентаций PowerPoint Преимущества использования презентаций:Преподаватель сам конструирует урок;Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.) Использование презентаций позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране.Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.Урок становится более ярким! 4. Использование электронных образовательных ресурсов Направления использования ЭОР НП в учебном процессе в условиях классно-урочной системы:при проведении традиционных уроков;при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;в условиях реализации инновационных педагогических технологий;как основа для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения Формы организации деятельности учащихся индивидуализированный практикум;виртуальная лабораторная работа;виртуальная экскурсия;исследовательская работа; дискуссия;проблемный семинар;консультация Результаты использования ЭОР НП Для учителя:в более полной мере реализуется учет индивидуальных особенностей учащихся;появляется реальная возможность учета индивидуальных образовательных потребностей учащихся (расширение информационного пространства);создаются условия для перехода к парадигме учения (расширение познавательных возможностей);создание условий для профессионального роста Значение применения мультимедийных технологий Повышают мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя. Ученик не только просматривает информацию, но и строит новые знания, создавая собственные презентации того или иного урока. Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно- ориентированный подход. 5. Проведение интегрированных уроков. Что такое интегрированный урок?В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса. Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями. Решаемые задачи Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.Вот некоторые из таких задач:повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. 6. Метод проектов Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);5) развивают системное мышление. Ресурсы Сл.2http://www.peoples.ru/art/literature/prose/publicist/elbert_green_hubbard/hubbard_2.shtml