УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Орловский
Государственный
Университет




ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ОРЛОВСКОГО КРАЯ




Методические указания и планы
для подготовки к семинарским занятиям,
основная литература, вопросы


Составитель – Н.И. Касьян




Орел – 2008

Рекомендовано к печати
Редакционно-издательским
советом Орловского
государственного университета
Протокол № 7 от 12 марта 2008
Рецензент:

Костин В.И., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой историко-культурного наследия


Касьян Н.И.
Историко-культурное наследие Орловского края: Методические указания и система заданий для подготовки к семинарским занятиям. Для студентов 1 курса всех факультетов. Орел: Орловский государственный университет, 2008.- 24 с.





Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации, планы учебных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, список литературы.



Министерство образования и науки
Российской Федерации
Управления образования и молодежной политики
Департамента социальной политики
Орловской области

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»

Кафедра историко-культурного наследия




Н.И. Касьян




ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ОРЛОВСКОГО КРАЯ



Методические указания и планы
для подготовки к семинарским занятиям,
основная литература, вопросы





2008

Пояснительная записка

Воспитание как один из важнейших разделов педагогической науки, в последнее время, вновь становится приоритетным направлением в деятельности государственных органов и учреждений системы образования.
Отсутствие должного внимания к проблемам воспитания привело к катастрофическим результатам не только в среде молодого поколения, но и всего российского общества. Данное обстоятельство явилось результатом кризиса ценностной системы, полной деидеологизации общества и образования, вследствие чего возникло состояние идейного и духовного вакуума.
Особенно пострадала, в этой связи, такая доминанта воспитательной системы как духовно-нравственное воспитание. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к заполнению данного пространства идеями космополитизма, вседозволенности, засильем далеко не лучших примеров западного образа жизни.
В отсутствии четкого обоснования понятия национальной идеи, в условиях острых дискуссий о путях и развития России в новом тысячелетии, далеко не однозначно воспринимаются ключевые принципы, и само содержание духовно-нравственного воспитания. Но именно это направление воспитания во многом определяют то, что представляет собой та или иная личность.
По-нашему глубокому убеждению, цели и задачи на данном направлении воспитательной деятельности должны формироваться, не на примерах достаточно абстрактного понятия «общечеловеческие ценности», а исходя из глубокого, традиционного для российской цивилизации и культуры, понимания духовно-нравственных качеств и идеалов служения Отечеству. Русская история и культура, в этом смысле, являет значительное количество примеров истинной высоты человеческого духа.
Одной из важнейших духовных ценностей человека является любовь к своему Отечеству, то самое чувство, которое А.С. Пушкин охарактеризовал как «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Поэтому вопросы, связанные с патриотическим воспитанием студентов и молодежи в целом являются в этой связи одними самых актуальных и обсуждаемых.
В ходе решения проблемы по формированию духовно-нравственных ценностей, значительную роль будут играть дисциплины социально-гуманитарного блока.

Методическая концепция курса

Теоретико-практический курс историко-культурного наследия Орловского края является дисциплиной гуманитарного цикла.
Предметом курса является изучение процессов формирования, развития и функционирования территориальных, социоэкономических и социокультурных систем Орловского края.
Цели курса: 1) освоение студентами последовательного хода социоэкономического и социокультурного развития Орловщины в связи с конкретными историческими условиями; 2) формирование системы духовно-нравственных ценностей.
Задача курса формирование у студентов конкретного представления о региональном историко-культурном наследии, которое, имея определённую специфику, обладает единством и целостностью составляющих его элементов.
Изучив курс, студент должен знать: этапы, особенности и результаты социоэкономического и социокультурного развития родного края; основные культурно-краеведческие центры региона; ориентироваться в региональной источниковой базе и историографии; анализировать труды по регионалистике с точки зрения не только конкретного содержания, но и концептуальных установок.
Курс включает лекционные, семинарские, лабораторные занятия.
Курс выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами общей литературы, музыки, фольклора), а также на исторической основе.
В ходе реализации задач курса используются логические и эмоциональные формы освоения материала, различные методы (по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
Курс предполагает использование таких обязательных форм обучения, как лекции, семинарские занятия, зачет. В качестве дополнительных, не обеспеченных часами, используются такие формы обучения, как самостоятельные и тестовые работы, выполненные в рамках разных технологий, коллоквиум, диспут, круглый стол, терминологический диктант и др.
Для того чтобы преподавание курса было более эффективным, предлагается система работы по актуализации знаний и закреплению практических умений и навыков студентов. Используются такие способы актуализации знаний, как повторение, обобщение, систематизация, активные методы обучения, эмоциональные и логические формы освоения материала, творческие и исследовательские задания, коллективные, групповые, индивидуальные виды деятельности, закрепление теоретического материала выполнением практической работы, рефлексивные задания, задания на обнаружение интегративных связей курса с другими дисциплинами и др.
На вводной лекции вместе со студентами определяются цели и задачи курса, студенты знакомятся с учебной и методической концепциями курса.
Лекции проходят с использованием методов традиционного, диалогового, активного, проблемного обучения и др. На материале каждой лекции разрабатывается практическое задание на рефлексивной основе. В ходе лекций предлагаются коллективные, групповые и индивидуальные задания для студентов.
Материал лекций используется при подготовке к занятиям, обсуждается в ходе занятий, используется при подготовке к коллоквиуму, зачету.
На семинарских занятиях все задания предполагают рассмотрение изучаемого материала в историческом аспекте.

Тематика лекций
Орловский край в период заселения восточными славянами. 2 часа.
Культура Орловского края в XVIII веке. 4 часа.
Быт и народная культура в XVIII веке. 2 часа.
Обрядовая поэзия (тематика согласно народному календарю) 2 часа.
Церкви и монастыри города Орла. 2 часа
Культура Орловского края в первой половине XIX века. 4 часа.
Орловский театр в 30-50-е годы XIX века. 2 часа.
Культура орловского края во второй половине XIX века. 4 часа.
Орловский театр в 60-70-е годы XIX века. 2 часа
Культура Орловского края на рубеже XVIII- XIX веков. 2 часа.
Состояние культуры на Орловщине в советский период. 2 часа.
Орловский театр в годы Великой Отечественной войны. 2 часа.
Дворянские гнезда Орловского края. 2 часа.

Тематика семинарских занятий
Заселение Орловского края славянами.
Культура Орловского края в XVIII веке.
Быт, культура, духовная жизнь орловцев в XVIII веке.
Поэзия святочных игр. Святочные гадания, подблюдные песни.
Храмы и монастыри Орловского края в XVIII веке.
Культура орловского края в первой половине XIX века.
Театр графа С.М. Каменского.
Культура Орловского края во второй половине XIX века.
Становление театрального искусства в Орле в XIX – начале XX веков.
Культура Орловского края на рубеже XIX – XX веков.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задания к семинарским занятиям
Семинар №1
Заселение Орловского края славянами.
Вопросы для обсуждения:
Укажите на карте места расселения славян на территории Орловского края.
Охарактеризуйте виды хозяйственной деятельности древних жителей Орловского края.
Охарактеризуйте общественный строй племен, населявших Орловский край в древности.
Расскажите о религии вятичей.
Когда и какие города Орловского края упоминаются в летописях? Ответ оформите в виде таблицы:
Город
Дата упоминания в летописи




Какой из современных городов Орловщины является самым древним? Обоснуйте свой ответ.
Почему долгое время не удавалось осуществить массовое крещение в землях вятичей?
Расскажите о миссионерской деятельности Кукши. Как начиналась и чем закончилась его деятельность?
История основания города Орла.
Литература:
1. Власов В. Духовные пастыри. – Орел, 2005. 2. Федоров С. И. Орел. – М., 1969 3. Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула, 1991. 4. Фёдоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. - Тула,1982.5. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. – Тула, - Орел, 1993. 6. Кондратенко А. И. Время странствий: эпохи и судьбы. Историко-краеведческие очерки. – Орел, 1997. 7. Очерки истории Орловского края (с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции). Тула, 1968.8. В. Неделин. Орёл изначальный. Орёл, 2001. 9. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986.

Семинар №2
Культура орловского края в XVIII веке.
Вопросы для обсуждения:
Какие виды образовательных учреждений существовали в Орловском крае в XVIII веке и какое образование получали учащиеся? Какова роль Указа «Учреждение о губерниях» для развития образовательной системы?
Каковы архитектурные особенности строений XVIII века.
Расскажите о развитии музыкальной культуры Орловского края в XVIII веке.
Какой вклад в развитие литературы внесли А.Д. Кантемир и А.И. Клушин?
Каковы предпосылки для появления крепостного театра? Назовите самые известные крепостные театры Орловского края.

Литература:
1. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986. 2. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. - Тула; Орел, 1993. 3. Сизов П. В. Музыкальная Орловщина. - Тула, 1980. 4. Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. – Орел, 1998. 5. Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула, 1991. 6. Фёдоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. - Тула,1982.

Семинар № 3
Быт, культура, духовная жизнь орловцев в XVIII веке.
Вопросы для обсуждения:
Каковы основные особенности устройства крестьянской избы?
Расскажите об одежде орловских крестьян.
Какие характерные черты имела крестьянская бытовая культура?
Какие традиции и поверья дошли до наших дней?
Колыбельные песни: возникновение, виды, особенности.
Литература:
1. Неделин В. - Орёл изначальный. Орёл, 2001. 2. Бережнова О. Жанры детского фольклора. – Орел, 2004. 3. Полосухин В. Традиционная русская народная бытовая песня в Орловских вариантах. – Орел, 2004. 5. Чапкевич Е. История Орловского края. Часть I. С древнейших времен до конца XIXвека. – Орел 2004. 6. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. – Тула, - Орел, 1993.

Семинар № 4
Поэзия святочных игр. Святочные гадания, подблюдные песни.
Вопросы для обсуждения:
Расскажите об особенностях святочных игр на Орловщине.
Как наши предки пытались «заглянуть в будущее»?
Какие зимние обряды, кроме колядования, Вам известны? Каковы особенности их проведения?
Какие обряды дошли до наших дней? Что изменилось в «методике» их проведения?
Литература:
1. Костин В.и др. Фольклор Орловского края – Орел, 2004. 2. Бутримова И. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность. – Орел, 2004 г.
Семинар № 5
Храмы и монастыри Орловского края в XVIII веке.
Вопросы для обсуждения:
Каковы характерные черты церковных памятников XVIII века Орловского края?
Как проходила жизнь в орловских монастырях XVIII века?
Какие значимые исторические события влияли на ход монастырской жизни?
Расскажите об одном из храмов Орловского края (история, архитектура, служители).

Литература:
1. Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. – Орел, 1998. 2. Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула, 1991. 3. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. - Тула; Орел, 1993. 4. Попов О.Н., Реуцкая Р.И., Сидоров В.Г. - Церкви и монастыри города Орла. Библиографический справочник. Издание 2-е, дополненное. - Орёл, 2007. 5. Неделин В. Орёл изначальный. Орёл, 2001.

Семинар № 6
Культура Орловского края в первой половине XIX века.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие виды промыслов были распространены на Орловщине?
2. Расскажите об «орловском списе» Что является его отличительной чертой?
3. Как развивалась система просвещения на Орловщине в первой половине XIX века? Что изменилось после опубликования указа 1803 «Предварительные правила народного просвещения»? Какие виды образовательных учреждений существовали в Орловском крае в первой половине XIX века?
4. Какую роль играли газеты и журналы в общественной жизни?
Назовите известных российских деятелей, чья жизнедеятельность связана с учебными заведениями Орловского края.
Какое значение в развитии культуры имела творческая деятельность ученых и писателей - уроженцев Орловского края? Подготовьте сообщение об одном из них.

Литература:
1. Власов В. Денис Давыдов. Поэт и воин. – Орел, 2004 г. 2. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986. 3. Афонин. Л. Н. Рассказы литературоведа. - Тула, 1979. 4. Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. – Орел, 1998. 5. Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. - Тула; Орел, 1993. 6. Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула, 1991

Семинар № 7
Театр графа С.М. Каменского.
Вопросы для обсуждения:
Почему крепостной театр графа С.М.Каменского называли «уникальным явлением»?
Расскажите о репертуаре театра.
Какова была участь актеров? Приведите примеры.
В каких литературных произведениях отражены устройство и невыносимые условия жизни актеров крепостного театра графа Каменского?
Литература:
1. Афонин Л.Н. Повесть об Орловском театре. – Тула, 1965г. 2. Алексеева Т.Н. В театральном Тургеневском доме. – Орел, 2005г. 3. Бутурлин М.Д. Театр графа Каменского в Орле в 1827-1828 годах // «Русский архив», 1869г. - №10. 4. Гринц Т.С. «К истории «Сороки-воровки» // Литературное наследство. Герцен и Огарев. – М., 1956. 5. Путинцев В. «Крепостная актриса Кузьмина» // «Вопросы литературы», 1963. - №9. – С. 190-195. 6. Познанский В. Таланты в неволе. – М., 1962. 7. Герцен А.И. Сорока-воровка. 8. Лесков Н.С. Тупейный художник.

Семинар № 8
Культура Орловского края во второй половине XIX века
Вопросы для обсуждения:
Расскажите, как христианские традиции и языческие обряды сопровождали повседневную жизнь крестьян. Какие традиции и поверья дошли до наших дней?
Что изменилось в устройстве жилища сельского населения во второй половине XIX века?
Опишите одежду крестьян. Какие особенности крестьянской одежды показались вам наиболее интересными?
Назовите известных ученых, чья жизнедеятельность связана с Орловским краем. Какое значение в развитии культуры второй половины XIX века имела творческая деятельность ученых – уроженцев Орловского края?
Как развивалась музыкальная культура Орловского края в исследуемый период?
При всем многообразии творчества известных орловских писателей второй половины XIX века можно увидеть и много общего в тенденциях их творчества, влияния на их работу общественной среды. Определите эти тенденции, покажите влияние жизни в Орловском крае на творчество лучших литераторов второй половины XIX века. Подготовьте сообщение об одном из них.
Какие проблемы общественной жизни России нашли отражение в творчестве орловских художников Г.Г. Мясоедова и В.Г. Шварца?
Как развивалось храмовое строительство в Орловской губернии во второй половине XIX века?
Что изменилось в развитии духовного образования и просвещения Орловского края во второй половине XIX века?

Литература:
1. Чапкевич Е.И. и др. История Орловского края. – Орел, 2004. 2 Бутримова И. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность. – Орел, 2004. 2. Сальникова Э. Традиционная необрядовая лирика в современном бытовании. – Орел, 2004. 3. Кондратенко А. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – Орел, 2005. 4. Пясецкий Гавриил Михайлович // В.П. Ерёмин. Орловские краеведы. - Орёл, 2005. 5. Шувалова И. Мясоедов. Л., 1971. 6. Верещагина А.Г. Вячеслав Григорьевич Шварц. - Л.-М., 1960. 7. Афонин. Л. Н. Рассказы литературоведа. - Тула, 1979. 8. Афонин Л. Н. На родине Тургенева. – М. 1968. 9. Афонин Л. Н. Л. Андреев. – Орел, 1959. 10. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986. 11. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986. 12. Сизов П. В. Музыкальная Орловщина. - Тула, 1980.

Семинар № 9
Становление театрального искусства в Орле в XIX – начале XX веков
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите, как складывалась судьба орловского театра после смерти графа Каменского.
2. Какое время для театра называли «поистине золотым»?
3. Расскажите о жизни и творчестве П.М. Медведева.
4. Подготовьте сообщение об одном из актеров труппы П.М. Медведева.
5. Какие изменения в репертуаре театра произошли после 1917 года?

Литература:
1. Алексеева Т.Н. В театральном Тургеневском Доме. – Орел, 2002. 2. Афонин Л.Н.. Повесть об Орловском театре. – Тула, 1965. 3. Кугель А. Р. Театральные портреты. - Л.,1967. 4. Беньяш Р. М. Пелагея Стрепетова. – М., 1967. 5. Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. – Л., 1962. 6. Савина М.Г. Горести и скитания. – Л., 1989. 7. Мария Савина: Царица Императорского театра – АСТ-Пресс, 2005). 8. Михайловская Н.В. Глазами актрисы. - М., 1978. 9. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. - М., 1979г.

Семинар №10
Культура Орловского края на рубеже XIX – XX веков
Вопросы для обсуждения:
Расскажите об образовательной системе Орловского края на рубеже XIX – XX веков.
Каково было состояние медицины на Орловщине в указанный период?
Назовите известных литераторов, чья жизнедеятельность связана с Орловским краем. Какое значение в развитии культуры конца XIX – начала XX веков имела творческая деятельность писателей – уроженцев Орловского края? Подготовьте сообщение об одном из них.
Расскажите о художниках, чья жизнь и творчество связаны с Орловским краем.
Орловский край был родиной многих видных ученых России. Какой вклад они внесли в развитие российской культуры? Подготовьте сообщение о жизнедеятельности одного из них.
Литература:
1. Драгунова Ю. Б.К. Зайцев. Художественный мир. 2. Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986. 3. Сизов П. В. Музыкальная Орловщина. - Тула, 1980. 4. Афонин Л.Н. Наш земляк М. Пришвин. – Орел, 1973.

Семинар № 11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы для обсуждения:
Назовите известные вам памятники архитектуры Орловского края.
Какие памятники культуры имеют статус федерального значения?
Известно, что на территории Орловского края располагалось множество «дворянских гнезд». Какие из них сохранились до нашего времени? Подготовьте сообщение об одной такой усадьбе.
Как государство решает вопрос по сохранению исторических и культурных памятников на Орловщине?

Литература:
Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула, 1991. 2. Фёдоров С.И. Архитектурные образы Орловщины. - Тула,1982. 3. Чернов Н. М. Дворянские гнезда вокруг Тургенева. Очерки поместной и культурной жизни прошлых столетий в провинции. – Спасское-Лутовиново, 2003. 4. Доклад «О взаимодействии органов государственной власти и общественных институтов по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации» // Совместное заседание президиума Государственного совета и президиума Совета по культуре и искусству.23 марта 2005 года. 5. Текст «Закона Орловской области «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия...»

Лабораторное занятие
Написание рецензии на просмотренный спектакль
Вопросы для анализа спектакля:
Когда была написана и впервые поставлена пьеса? Что нового она внесла в драматургию и театр? С именами каких актеров связана ее сценическая жизнь?
Чем интересна новая постановка пьесы? Какую мысль утверждает спектакль? Можно ли принять режиссерскую трактовку содержания пьесы?
Как помогают замыслу режиссера художник и композитор?
Замысел и исполнение главных ролей.
Массовые сцены и их значение в спектакле.
Наиболее яркие эпизоды и сцены.
Второстепенные и эпизодические роли. Их исполнение.
Отношение зрителей к спектаклю.
Практическое задание:
Напишите рецензию на спектакль. Чтобы вы не упустили ничего важного, включите в свою рецензию следующие пункты:
1. Когда и где вы увидели спектакль, его название
2. Жанр (комедия, трагедия, водевиль, оперетта, опера, балет, новаторское искусство и так далее)
3. Режиссер, исполнители главных ролей
4. Сюжет (если речь не о классических сюжетах вроде "Щелкунчика")
5. Ваша оценка актерской игры, режиссерских находок, декораций, костюмов, музыки
6. Что, по-вашему, хотели донести до зрителя?
7. Рекомендуете ли вы посмотреть этот спектакль другим?
В помощь студенту:
Рецензия на спектакль, поставленный по пьесе И.С. Тургенева «Нахлебник» Орловским Государственным Академическим театром имени И.С. Тургенева.
«НАХЛЕБНИК»
История Кузовкина была написана Тургеневым на подъеме, в ту пору революции в Париже, когда, «работая как одержимый», он успевал запечатлеть в сознании уроки мужества и достоинства, явленные в те дни простым народом. В пору написания «Нахлебника» для автора за темой стояло вполне конкретное содержание – в ситуации Кузовкина как будто есть намек на неудобство в жизни самого автора, оказавшегося тогда «на хлебах» в семье Виардо. Не скатится до положения приживалы, не преступить грани – вероятно, на этом сам Иван Сергеевич должен был сознательно или подсознательно сосредоточиться. К тому же пьеса писалась для Щепкина – вот уж кто испил вполне чашу унижений в бытность его крепостным актером. Из этих важных посылок и вырастает образ главного героя в «Нахлебнике». Режиссер чутко следует за Тургеневым в трактовке Кузовкина: в нем нет и не может быть статики, несмотря на определенное и весьма скромное его положение в доме Елецких, и смирение его хрупко; под личиной покорности – душа, живущая воспоминаниями, памятью былой любви, обидами, ожиданиями. В спектакле этот сложный образ оказался по плечу заслуженному артисту России Н.Е. Чупрову. При ближайшем знакомстве его Кузовкин будто соткан из противоречий, он и робок, и решителен, и простодушен и простоват; его поразительная преданность вдруг сменяется лисьей увертливостью, вообще во всех повадках чувствуется натура богатая, артистичная, неоднозначная.
На сцене театра изображается домашнее рабство. И это не только внешняя примета быта, оно проникает в самую душу героя, искажает его суть и оттого столь мучительно. За одни сутки желанной встречи с дочерью Кузовкин проживает целую жизнь, исполненную и радости, и горьких открытий о себе и ближнем.
В спектакле эта трагическая двойственность главного героя как будто множится, усиливается удивительно слаженной игрой актерского ансамбля. Благостная патриархальная встреча, оказанная дворовыми молодым господам, обращается в грубый балаган; лишь скромный букетик старой Прасковьи Ивановны, подаренный молодой госпоже, является знаком иной, в глубине души сокрытой реальности. Комильфо Елецкий нехотя принимает участие в сомнительной шутке, которую провоцируют гостеприимные соседи. Каждый как будто вовлечен в некий обряд всеобщего лицедейства и участвует в нем устало и обреченно.
За каждым героем чудится тайна: она слышится в страстно-нежном (по-французски) признании жене – «вы прелестны, как ангел» - «крутого» столичного чиновника Елецкого (засл. арт. России А.В. Максимов), мы ощущаем ее и в ностальгической мечте о Париже разудалого борзятника Тропачева (засл. арт. России М. Корнилов). Самый исполнитель сомнительных забав Корпачов (артист А. Макаров), кажется, надевает звериную шкуру не от любви к зверству, а от тоски смертной и от какой-то глубокой душевной усталости. Приятель Кузовкина Иван Кузьмич (артист П.И. Легкобит) играет не только застенчивого, молчаливого партнера по шахматам, но человека из тех, кто, говоря словом Тургенева, «все знают, все понимают, да молчат – только с ними и жить можно». И каждый из них становится невольником сложившихся традиций угождения – «обществу», «миру» и т.д. Отчего один исход – пить да дурить. Лишь обильное возлияние дает возможность забыться. Веселье «раскручивается» медленно, но, войдя в раж, празднующие уже не могут остановиться, зверь выходит наружу. Грустным будет пробуждение: сожаление, попытки самооправдания, все грани похмелья после содеянного греха. Смягчающие обстоятельства не отменяют суда совести. Тут, кажется, нет виноватых, как, впрочем, нет и правых. Как далека эта логика от традиционного деления на черное и белое!
Режиссер, вслед за Тургеневым, полемизирует со славянофилами, видевшими пристрастным оком традиционный уклад нашего Дома. Но не устраивает его и западнический взгляд на нашу суть: какой-то важной надутостью движется по сцене дворецкий Трембинский (артист А. Царьков), запоминается его акцент и раздраженный выкрик: «Бес-пор-ра-док!» Ни умиленный, ни обвиняющий взгляд ничего не решают, потому что ничего не объясняют в сложности и трагической напряженности нашей истории и наших характеров.
Безответная любовь былого времени – вот неугасший свет и главная тайна старого дома. Он светит герою вопреки мучительной реальности, облагораживая и возвышая его. Но и привычка к рабскому угождению не проходит бесследно для Кузовкина. Час желанного свидания с дочерью становится для него не только радостью, но и временем бесчестия и крушения. Он как будто не имеет права на отцовские чувства. Обретя свое дитя на миг, он тут же должен публично от него отречься. И Ольга Петровна, его дочь (артистка Ю.И.Некрасова), выросшая сиротой, в судорожном объятии – признании отца испытывает потрясение, открыв в себе эту, оказывается, живущую в ней потребность отчей любви.
С Кузовкиным же шутовство сыграло злую шутку. Н.Е. Чупров неподражаем в этом фейерверке чувств, словно прорвавшем плотину привычной осторожности, в виртуозном мастерстве потрафить разгулявшимся господам и, наконец, в своих попытках лицедейством поправить дело. Оказавшись в ловушке, он проявляет чудеса покорности, изобретательности, выворачивает себя наизнанку, попадает из огня да в полымя, рискуя прослыть негодяем, и, в конце концов, изнемогает нравственно и физически. Кружение Кузовкина у колонны изумительно пластично и выразительно; в одном этом танце-кружении – целая повесть о годах прожитых нахлебником на краю чужого гнезда: веселил, когда не весело, хитрил, чтобы выжить, угождал, чтоб не прогнали, не отняли б этот такой горький – чужой хлеб! Лисья повадка как будто вошла в его естество, как-то усушив и скособочив его. Однообразно-безнадежный танец-кружение немолодого человека напоминает движения усталого раба на галерах. Образ, от которого болит сердце.
Финал спектакля нетрадиционен. Он лишь физически сгущает тайну, опутывающую спектакль, приглашает к раздумью. Но предоставим самим зрителям погрузиться в мир тургеневских героев. Автору этих строк лишь хотелось бы поздравить коллектив театра с бесспорным успехом на пути постижения глубин и современности нашего классика.

Методические указания студентам
Студенты слушают лекции, работают на лекциях в заявленном режиме, выполняют все задания преподавателя к лекциям, практическим и лабораторным занятиям и т.д.
Перед выполнением каждого вида работы проводится консультация. Все задания выполняются непосредственно к занятиям, а не после, без накопления «долгов». Студенты, не выполнившие программу курса, не допускаются к зачету.
Знакомство с литературой осуществляется на лекциях, практических, лабораторных занятиях.
К зачету студенты готовят вопросы, рассматриваемые в двух учебных семестрах.
Литература

. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. - М., 1979г.
. Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. – Л., 1962.
. Михайловская Н.В. Глазами актрисы. - М., 1978.
. Савина М.Г. Горести и скитания. – Л., 1989. 7. Мария Савина: Царица Императорского театра – АСТ-Пресс, 2005).
. Чапкевич Е.И. и др. История Орловского края. – Орел, 2004.
«Живая связь времен». - (Памятники, мемориальные доски г. Орла) Орёл: Издательство «Вешние воды», 2004.
2. Бережнова О. Жанры детского фольклора. – Орел, 2004.
3. Бутурлин М.Д. Театр графа Каменского в Орле в 1827-1828 годах // «Русский архив», 1869г. - №10.
3. Кугель А. Р. Театральные портреты. - Л.,1967.
4. Беньяш Р. М. Пелагея Стрепетова. – М., 1967.
Алексеева Л.И. «Краеведческие записки», выпуск 6. «Дважды рождённый». - Орёл: издательство «Вешние воды», 2007.
Алексеева Т.Н. В театральном Тургеневском Доме. – Орел, 2002.
Афонин Л. Н. Л. Андреев. – Орел, 1959.
Афонин Л. Н. На родине Тургенева. – М. 1968.
Афонин Л.Н. Наш земляк М. Пришвин. – Орел, 1973.
Афонин Л.Н.. Повесть об Орловском театре. – Тула, 1965.
Афонин. Л. Н. Повесть об Орловском театре. – Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1965
Афонин. Л. Н. Рассказы литературоведа. - Тула, 1979.
Афонин. Л. Н. Рассказы литературоведа. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1979
Бутримова И. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность. – Орел, 2004.
Власов В. Денис Давыдов. Поэт и воин. – Орел, 2004 г.
Власов В. Духовные пастыри. – Орел, 2005.
Власов В.А. – «Орловские эскизы». Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2006.
Герцен А.И. Сорока-воровка.
Гринц Т.С. «К истории «Сороки-воровки» // Литературное наследство. Герцен и Огарев. – М., 1956.
Громов В. А. Здравствуй, город Тургенева! Литературные очерки Орла. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1967
Драгунова Ю. Б.К. Зайцев. Художественный мир. – Орел, 2004.
К истории Орловского Бахтина кадетского корпуса. Сб. статей. Сост. Н. Петрованова. – Орел, 2002
Катанов В. М. Сабуровская крепость. – Орел: Вешние воды, 1995
Кондратенко А. И. Время странствий: эпохи и судьбы. Историко-краеведческие очерки. – Орел: Вешние воды, 1997
Кондратенко А. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – Орел, 2005.
Костин В.и др. Фольклор Орловского края – Орел, 2004.
Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула, 1986.
Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1986
Лесков Н.С. Тупейный художник.
Лысенко А., Попов О., Сидоров В. – «Орёл вчера и сегодня». Орёл. Издательство «Вешние воды», 2006.
Неделин В. – «Орёл изначальный». Орёл. Издательство «Вешние воды», 2001
Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. – Орел: Вешние воды, 1998
Очерки истории Орловского края (с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции). Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1968
Познанский В. Таланты в неволе. – М., 1962.
Полосухин В. Традиционная русская народная бытовая песня в Орловских вариантах. – Орел, 2004.
Попов О.Н., Реуцкая Р.И., Сидоров В.Г.. – «Церкви и монастыри города Орла». Библиографический справочник. Издание 2-е, дополненное. - Орёл: Фолиант, 2007.
Путинцев В. «Крепостная актриса Кузьмина» // «Вопросы литературы», 1963. - №9. – С. 190-195.
Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во; Орел: Изд-во ОГТРК. 1993
Пясецкий Гавриил Михайлович // В.П. Ерёмин. Орловские краеведы. - Орёл, 2005.
Сальникова Э. Традиционная необрядовая лирика в современном бытовании. – Орел, 2004.
Сизов П. В. Музыкальная Орловщина. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1980
Тюрин Г.А. /Составитель/. - "Орловский край в русской литературе XX-XXI веков". Выпуск 1. Орёл: Издательство ОГУ, издательство «Вешние воды», 2007.
Федоров С. И. Орел. – М.: Изд-во литературы по стр-ву, 1969
Федоров С. И. Очерки архитектуры Орла. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1991
Фёдоров С.И. «Архитектурные образы Орловщины». - Тула: Приокское книжное издательство,1982
Хрестоматия по истории Орловского края. - Тула: Приокск. Книжн. изд-во, 1966
Чернов Н. М. Дворянские гнезда вокруг Тургенева. Очерки поместной и культурной жизни прошлых столетий в провинции. – Спасское-Лутовиново. 2003
Шувалова И. Мясоедов. Л., 1971. 6. Верещагина А.Г. Вячеслав Григорьевич Шварц. - Л.-М., 1960.







Содержание
Пояснительная записка..4
Методическая концепция курса5
Тематика лекций.7
Тематика семинарских занятий.8
Задания к семинарским занятиям..8
Лабораторное занятие..17
Методические указания студентам.21
Литература.22













































Отпечатано в типографии Управления общего и профессионального образования Администрации Орловской области.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Усл. п. л. 1,4.
Заказ №23. Тираж 100 экз. Подписано в печать 17.09.2008.

Поселок Знаменка, школа-интернат.













[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15


13PAGE 14215