Урок-размышление Лики русской степи (7класс)


Лики русской степи
(Урок – размышление степь глазами А.П.Чехова)
Цель урока: определить, как степь повлияла на формирование русского национального характера
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
На мультимедийной доске находятся тематические картинки,на которых изображены лес,река,степь. В данных тематических картинках спрятана тема урока ,к которой учащиеся должны прийти самостоятельно.
1.Формулировка темы и цели урока.
Учитель:
-Посмотрите на картинки (Приложение1),найдите лишнее и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
-Что вы можете сказать о степи?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Как вы думаете ,какова цель нашего урока?
2.Запись эпиграфа урока
Должно быть каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие ,а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов,подобно тому как не одинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов.
-Подумайте,как соотносится тема урока и эпиграфа
Этап актуализации прежних знаний
Давайте вспомним,о чем мы говорили на прошлых уроках
Река всегда ассоциируется с дорогой и обладает пророческими свойствами. Она является препятствием ,преодолев которое можно обрести новую светлую жизнь.
Лес присутствует в русских сказках, в его красоте,могуществе,и в тоже время неприступности есть нечто магическое. Лес научил русских осторожности,замкнутости и «необщительности».
Информационно-операционный этап
1.Работа со словарями (этимологический,толковый,литературно-энциклопедический)
Степь –это соединение христианского мира,мусульманской цивилизации,классического (буддистского )Востока и огромного региона занятого кочевыми полукочевыми народами.
-Что значит степь для казахского народа?
Казахский народ считает, что в их степях слились древность и юность.старина и современность.Здесь когда-то пролегал Великий шелковый путь,сохранивший в дружном многоголосье разноязыкий хор караванщиков. Бесконечный простор настраивал на раздумья о жизни,где всё обыденно и величаво.
2.Работа с текстом.
-Какова вечерняя степь А,П,Чехова и чем она живёт?
-Какую палитру чувств вызывает вечерняя степь?
-О чем могут поведать путнику таинственные степные фигуры?
-Почему автор сравнивает каменные фигуры с монахами?
-Что нового приобретает степь в пору сумерек?
-В описании ночной степи появляется новый ряд сравнений небо-море-степь. Объясните его появление.
-Какие черты характера формирует у человека русская степь?
-Почему автор показывает мир степи глазами Егорушки?
-О каком духовном диалоге с человеком мечтает степь?
-Какие чувства вызывает ночная степь?
-Какого певца жаждет степь?
-Степь принимает Егорушку в свой мир становится для него колыбелью,о чем это говорит?
-Чем наполняет душу утренний воскресный звон?
-О чем мечтает ночная дорога?
-Какова основная объединяющая мысль повести А,П,Чехова и картины И.И. Левитана «Над вечным покоем»?
Рефлексивно-оценочный этап
Выводы:
1.Чехов по-новому показал человека на фоне природы.Человеческие эмоции,чувства,переживания накладываются на природу и они становятся понятнее и ближе.
2.Степь предстает как самостоятельный образ,который живет по своим законам.Соединение двух миров в одно целое возвышает прежде всего самого человека,делая его лучше и чище.
3.Чеховский пейзаж ведет диалог с человеком. Итог –свобода духа,упорство,могучая сила воли и неиссякаемая энергия русского человека.
4.У каждой страны и цивилизации должно быть свое начало,свои корни,своя историческая память. Бессмысленный отказ от своих традиций ведет к потере индивидуальности нации.
«Лестница успеха» В конце урока учащиеся оценивают свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Приложение 1