Презентация к методическому семинару Метапредметный урок — это …


МБОУ «Пелымская СОШ» Методический семинар Метапредметный урок – это … Заместитель директора по УВР, учитель географии Петрова Оксана Валерьевна Я пришел на семинар … 1. Что такое метапредметность? Что такое метапредметность? «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов) Что такое метапредметность? «Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы» Что такое метапредметность? «На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией Что такое метапредметность? «…у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта» «Мета» - «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета. «Мета» - всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Проблема разобщенности научного знания Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов. 2. Что может быть метапредметным? Что может быть метапредметным? связи;средства обучения;формы обучения;результаты обучения;умения;урок;занятие;задание;задача;Категория. 3. Я иду на метапредметный урок. Что я должен знать? Я иду на метапредметный урок … Метапредметный урок- это урок, целью которого является … Метапредметный урок-  это урок, на котором... Метапредметный урок- это урок, с помощью которого... Признаки метапредметного урока Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся.Использование образовательных технологий.Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.  Признаки метапредметного урока Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Признаки метапредметного урока Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов.Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер. Признаки метапредметного урока Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой.Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики. Структурные элементы метапредметного урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.Взаимопроверка и взаимоконтроль.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал. Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Требования к заданиям на уроке Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!Добиваться от учеников аргументированных ответов.Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.Чётко и точно формулировать задание.Способность к импровизации.Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.Учитель не актёр, а режиссёр! Урок с межпредметными связями получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области. Интегрированный урок систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области Метапредметный урок применение метапредметных универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе. Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме:межпредметный урок - интегрированный урок - МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК" «Великая цель образования - это не знания, а действия». Гербер Спенсер «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»В. В. Давыдов