Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».


27.02.16год. Русский язык. 5 класс.
Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по  обогащению  словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.
Оборудование: карточки  для  работы  в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Ход   урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполняться будут в срок.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Фронтальная  работа с учащимися.
 -Прочитайте слова на доске:
1 вариант                                                2 вариант
Ковшик                                                    Смелость
Приезд                                                     Полёт
Звезда                                                      Орех
По травке                                                Из вишни
-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.
Проверка учащихся у доски.
Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания
-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?
3.Целеполагание.
 -Какая орфограмма была новой для нас?
 -Кто сможет сформулировать тему урока?
На доске:
Каша в голов(е,и)
Ушки на макушк(е,и)
-Прочитайте словосочетания.
-Чем являются эти словосочетания?
-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?
-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?
-Кто сможет сформулировать задачу урока?
4.Изучение материала.
а)Работа в группах.
-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.
Каждая группа получает карточку с инструкцией.
Задание для 1группы.
                                      Гладить по шерсти.
                                     Мороз по коже.     
Инструкция:
Прочитайте фразеологизмы.
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание  для 2 группы.
                                     Промок до нитки.
                                    Гореть на работе.
Инструкция:
Прочитайте фразеологизмы.
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание  для 3 группы.
2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.
3.Заполните таблицу  ( окончания существительных в падежах)
В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?
Отчёт первой и второй групп о работе.
-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?
-Какие же  способы проверки падежных окончаний имён существительных?
-Откройте учебник, страница 113, упражнение  207.
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Отчёт третьей группы  о работе.
-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»
б)Работа по учебнику.
Упражнение 535 – комментированное письмо. Фофонов Вадим
Упражнение 540- комментированное письмо. Чуркина Светлана.
Упражнение 542 – комментированное письмо. Вечкилев Николай
в)Работа по карточкам.
Задание на отметку “3”. (Толстухин Н, Щиров С, Сафронийчук Н, Каныгина Д, Макухин С)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…
Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)
Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…
5.Физминутка.
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).
а)Работа с презентацией.
б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика
Мало                                      Стоять поперек дорог(…)
Не давать свободы           Капля в мор(…)
Мешать                                 по  головк(...)
Хвалить                                Держать на  привяз(…)
Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.
7. Итог  урока
Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.
1)Дать по шапке, как в аптеке, как в сказке, без памяти, мороз по коже.
2)Держать в черном теле, держать на привязи, ходить по струнке, танцевать от печки
гладить по головке.
3) Гореть на работе, стать поперек дороги, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, не валяется на дороге.
Ответы:
Е   Е ЕЕ   И   ИЕ   Е ЕИ   И   Е
Е   Е Е-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.
10. Рефлексия.
-Какая задача стояла перед нами?
-Как определить?
-Говорят: «конец - делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!
11. Домашнее задание.
Упражнение 541 или 543