Интегрированный урок по английскому языку, литературы и ИЗО на тему: «Путешествие в средневековый замок»


Интегрированный урок английский язык + литература + ИЗО
Путешествие в средневековый замок
Учитель: Ахметова Д.К, Сатвалдынова Г.М, Оськина В.Н
Класс: 6
Цель – на основе систематизации знаний по истории, литературе, ИЗО, английскому языку помочь детям проникнуться духом эпохи Средневековья и способствовать эстетическому воспитанию и творческому развитию.
Оформление:
учебные картины и схемы романских соборов и замков;
элементы реквизита для инсценировки;
фрагменты «Симфонии № 5» С. Прокофьева, пьесы «В пещере горного короля» Э. Грига, арии Альта из «Мессы» И.С. Баха.
слайды для мультимедийной презентации «Архитектура романского стиля».
Комментарии к уроку
Исторический блок
Урок проводится после изучения раздела «Раннее Средневековье». Особое внимание при подготовке к обобщающему занятию уделялось основным историческим событиям, особенностям феодализма, разнообразному характеру многочисленных войн.
Блок литературы
На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомились с циклом «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. История создания «Скупого рыцаря», беседа на восприятие, определение основной темы, анализ образов – эти этапы готовили учащихся к инсценировке трагедии (в сокращении) на заключительном уроке.
Блок английского языка
Учащиеся знакомились с романом В. Скотта «Квентин Дорвард»; фрагментами из рыцарских романов 12 века.
Блок ИЗО
Подготовительная работа к итоговому занятию проводилась на уроках ИЗО, где учащихся знакомились с особенностями архитектуры средних веков.
Тип урока – итоговое занятие
Вид урока – урок комплексного применения знаний и умений
Форма урока – урок - путешествие во времени
План урока
Этап урока Метод Приемы Деятельность учащихся
1. Вхождение в тему
Творческий
Репродуктивный Групповая работа
Создание атмосферы путешествия во времени Оформление класса
Восприятие и вхождение в ситуацию
2. Историческая эпоха Средневековья
Репродуктивный Систематизация знаний учащихся путем фронтальной беседы Устные ответы по изученному материалу
3. Архитектура эпохи Средневековья
Эвристический Самостоятельная работа с дополнительным материалом Индивидуальные сообщения учащихся
4. Тема Средневековья в литературе
Творческий Обучение выразительному чтению, групповая работа по использованию драматизации Художественное чтение, исполнение драматического произведения
5. Итог урока
Репродуктивный Рекомендация книг Восприятие
Ход урока
1. Вхождение в тему
Вступительное слово.
Сегодняшний урок называется «Путешествие в средневековый замок». Перенесемся мысленно на 500-600 лет назад. Это и будет время Средневековья.
Звучит фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля».
Путь наш лежит в средневековый замок. А представить это зримо, почувствовать дух эпохи помогут нам знания о Средневековье, полученные на уроках истории, литературы, ИЗО, английского языка. На уроке мы услышим музыку Баха, Грига, Прокофьева, прекрасно передающую атмосферу далекой эпохи.
Итак, в путь. Вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца спешит в замок к своему сеньору. Давайте и мы поспешим за ними.
Историческая эпоха Средневековья.
Учитель:
1.Замок времени срыт и укутан, укрыт
В мягкий плед из зеленых побегов….
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло,
И оно свои тайны отдаст
Украдут сто замков, и падут сто оков
И прольют сто потов с целью груды веков
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков.
2.- Попытаемся и мы разговорить холодное прошлое и приоткрыть тайну № 1 – ТАЙНУ ИМЕНИ великих личностей Средневековья. Определим, кто скрывается под следующими прозвищами:
(на доске открываются следующие имена)
Рыжебородый
Львиное Сердце
Святой
Красивый
Завоеватель
Безземельный
Черный Принц
Смелый
Великий
- История средних веков – это во многом история становления европейских государств. Внимание! Экзамен по языкознанию. В «экзаменационном билете» - русский эквивалент иностранного слова. Необходимо перевести его на определенный европейский язык.
(учащиеся тянут «билеты»)
Одинокий (греческий) – монах
Милость (латинский) – индульгенция
Отступник (греческий) – еретик
Расследование (латинский) – инквизиция
Говорить (французский) – парле
Усердно заниматься (латинский) – студере
Грамота (латинский) – хартия
2.- Успешно раскрыв тайны языкознания и тайны имени, мы не можем не вспомнить об одном событии средневековья, когда Европа была покрыта неприступными замками, когда звенели доспехи и боевое крещение получали юные оруженосцы. Попытайтесь расшифровать каждую строку четверостишья и назвать событие.
Потомки двух воинственных племен
Почти что век боролись беспрестанно
Но проиграл Туманный Альбион
Убив спасительницу Орлеана.
- Итак, совершив путешествие по тропинкам средневековья, мы выходим на широкую дорогу, ведущую к средневековому замку
(на мультимедийной установке появляется изображение средневекового замка)
3. Архитектура эпохи Средневековья
Вступительное слово.
Звучит фрагмент Симфонии № 5 С. Прокофьева
Архитектурные строения Средневековья и по сей день стоят молчаливыми свидетелями эпохи. Словно могучая река времени выбросила на сушу эти мощные каменные корабли.
О развитии романского стиля.
(Возможные сообщения учащихся с опорой на картины и схемы)
- Эпоха Средневековья связана с развитием романского стиля. В это сложное время фанатичная вера в Христа уживалась с язычеством, поголовная неграмотность - с великолепием рифмованных стихов. Именно тогда стали возводить ясные, строгие сооружения – соборы.
В основе храма - базилика. Иногда она напоминает крест, благодаря появлению трансепта. Вход в храм посередине базилики или в концах трансепта.
Следует обратить внимание на колонны. Они делят храм на 3 или 5 нефов. Под потолком центрального нефа – окна. Каменные потолки в виде арок, чтобы облегчить нагрузку на столбы, стали применять крестовые своды.
Да, храмы романской эпохи тяжелые, массивные. Пройдет время, и наружные столбы – контрфорсы, полуарки протянутся вверх, появятся ажурные украшения, витражи и скульптуры. Но это уже будет готический стиль.
А пока вернемся к жилищам самых богатых людей средневековья – феодалов.
(Возможное сообщение учащихся с опорой на картины и схем).
- Итак, романский стиль. Особенно он был распространен в искусстве Германии и Франции. Эти государства были разделены на отдельные поместья – феоды. Каждый феод был крепостью. Жизнь без войны представить было невозможно. Знаменитый трубадур писал:
Люблю я гонцов неизбежной войны.
О, как веселится мой взор!
Стада с пастухами бегут, сметены,
И трубный разносится хор
Сквозь топот тяжелых коней.
Дух воинственности становится основным и в архитектуре Средневековья. Строятся замки-крепости. Замок-крепость возводится на возвышенности. Так он символизировал власть феодала. А еще это удобно было для наблюдения и обороны.
Давайте же переберемся через глубокий ров по навесному мосту и войдем в замок. В центре – главная башня – донжон. Здесь и живет сеньор на втором этаже в большом зале – месте многодневных пиров. На третьем этаже обитают слуги и охрана. В нижнем - располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма.
Замки феодалов были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол, водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника.
Не правда ли, весьма мрачное строение.
4. Тема Средневековья в литературе
– Чтение описания средневекового замка из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» (глава 3. Замок)
звучит фрагмент Симфонии № 5 С. Прокофьева
Таинственное и загадочное Средневековье всегда привлекало писателей и поэтов.
In the middle ages the castle looked like a prison. It was a fortress to defend from the enemy. Now listen how W.Scott describes such castle in his novel “Kventin Dorvard” :
-The castle was surrounded by three walls with towers in the shape of a ring/ It consisted of some buildings. Above it there was an old and gloomy tower which was as huge as a giant. Instead of windows there were narrow holes to defend the tower. The windows faced the yard. The castle looked like a prison not a royal palace.
- The castle is impregnable. But for brave people there is nothing impossible.
- Are there such brave people in your country?
- I am sure we have thousands of people who are ready to fight.
- May be you are one of them?
- I don’t want boasting, but my father was very brave and I am his son.
- So you have a royal guard to measure swords with.
- If I were a king, I would trust only such people because they are Scottish.
- I see you want to join the Scottish guard, but this service demand great experience.
- May be before, but now I don’t. I prefer freedom In the middle ages knights in the castle had dinner, fought for the heart of a beautiful lady. I offer you to take part in the tournament. But we shan’t use swords, you will use your brain. The winner will get lady’s heart. We shal do it with the help of darts. Shoot and answer the questions
Questions:
1. What is the name of a famous king of the middle ages?
2. What was the name of his daughter?
3. Who was the first English writer of the middle ages?
4. Which king had 6 wives?
5. What is Buckingham Palace?
6. Royal parks. What were they in the past?
So, the winner gets a heart.
2.О теме Средневековья в литературе.
Мы прочитали страницу из известного романа английского писателя конца 18- начала 19 века Вальтера Скотта «Квентин Дорвард». Во многих произведениях этого писателя (его книги можно видеть в числе других на нашей выставке) эпоха Средневековья представляется мрачной, но величественной и романтичной. Не менее романтичной воинственная жизнь феодалов изображается средневековыми поэтами – трубадурами, менестрелями. Рыцарские романы 12-15 веков повествуют о страстной любви, рыцарских турнирах, героических подвигах.
3.Отрывок из эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах».
Звучит фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля»
В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» так описывается праздник в замке правителя:
Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно,
Не пожалел казны на них хозяин благородный,
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
4.Отрывок из романа Кретьена де Труа.
В рыцарском романе Кретьена де Труа (12в) рассказывается о турнире:
Вот кони всех мастей:
Гнедые, серые и вороные –
Летят друг к другу с двух сторон.
На поле схватки грохот, звон,
Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты червленые друг другу,
Дырявят прочную кольчугу,
Чтоб сбить со взмыленных коней
Своих противников скорей.
К упавшему под шум и гром
Несутся с поднятым мечом
Одни – в полон забрать,
Другие – поживей поднять.
5.А.С. Пушкин о Средневековье.
Обратился к эпохе Средневековья и А.С. Пушкин.
Маленькая трагедия «Скупой рыцарь» переносит нас в феодальный замок. Но драматический этюд Пушкина лишен романтической окраски.
Если в рыцарских романах герои жертвовали жизнью ради родины, ради своего сеньора, ради женщины, то у Пушкина барон вовсе не благородный, не мужественный. Он «скупой». Он рыцарь скупости. Из-за скупости он возненавидел сына, лишил его помощи, даже обвинил в воровстве и покушении на убийство. А добрый и храбрый рыцарь Альбер втайне желает смерти своего отца.
Так власть золота разрушает и семейные отношения, и рыцарские представления о чести.
Давайте же вслед за Пушкиным перенесемся в мрачную средневековую эпоху и понаблюдаем, как скупость губит человеческую душу.
А.С. Пушкин
Сцены из маленькой трагедии «Скупой рыцарь»
Действие 1
- Звучит фрагмент симфонии № 5 С. Прокофьева
Ведущий
Мы с вами в одной из башен средневекового замка. Видите: слуга готовит ужин своему хозяину. А вот и сам юный рыцарь Альбер, сын старого барона.
Альбер
Во что бы то ни стало на турнире
Явлюсь я. Покажи мне шлем, Иван.
Пробит насквозь, испорчен. Невозможно
Его надеть. Достать мне надо новый…
Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил…
И платье нужно мне. В последний раз
Все рыцари сидели тут в атласе
Да бархате: я в латах был один
За герцогским столом.
О, бедность!
Как унижает сердце нам она!
Что бедный конь Эмир?
Иван
Он все хромает.
Вам выехать на нем еще нельзя.
Альбер Ну, делать нечего: куплю Гнедого.
Недорого и просят за него.
Иван Недорого, да денег нет у нас.
Альбер Что же говорит бездельник Соломон?
Иван Он говорит, что более не может
Взаймы давать вам денег без заклада.
Альбер Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, что рано ль, поздно ль
Всему наследую…
(стучат)
Иван Кто там? (входит жид Соломон)
Жид Слуга ваш низкий.
Альбер А, приятель!…
Пожалуй-ка сюда: так ты, я слышу,
Не веришь в долг?
Жид Ах, милостивый рыцарь…
Где денег взять?
Альбер Иль рыцарского слова
Тебе, собака, мало?
Жид Ваше слово,
Пока вы живы, много, много значит…
Но если вы… умрете (боже сохрани)…
Альбер Ужель отец меня переживет?
Жид Как знать? Дни наши сочтены не нами.
Барон здоров…
Есть у меня знакомый старичок.
Еврей, аптекарь бедный…
Он составляет капли…
И человек без рези в животе,
Без тошноты, без боли умирает…
И я подумал, что уже барону время умереть.
Альбер Как! Отравить отца! И смел ты сыну…
Да знаешь ли, жидовская душа,
… что я тебя сейчас же
На воротах повешу.
( бежит за жидом)
2 действие
Звучит фрагмент «Мессы» И.С. Баха
Ведущий Оставим на время Альбера и еврея Соломона и посмотрим, куда держат путь старый барон. Конечно, он направляется в самое заветное для него место в замке – в подвал, где стоят сундуки с золотом.
Барон Как молодой повеса ждет свиданья…
Так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
Счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Что не подвластно мне? Как некий демон,
Отселе править миром я могу…
Мне все послушно, я же – ничему.
Я выше всех желаний!..
Я знаю мощь мою…
Тут есть дублон старинный… вот он, нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня стояла на коленях, воя…
А этот? Этот мне принес Тибо…-
Украл его он или, может быть,
Там, на большой дороге, конечно, в роще…
Но пора…
Я каждый раз, когда хочу сундук
Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…
(отпирает сундук)
Вот мое богатство!
( высыпает деньги)
Усните здесь сном силы и покоя…
Я царствую!.. Какой волшебный блеск!
Послушна мне, сильна моя держава…
… но кто вослед за мной
Приимет власть над нею?
Мой наследник?
Украв ключи у трупа моего,
Он сундуки со мехом отопрет,
И потекут сокровища мои…
О, если б мог, от воров недостойных
Я скрыть подвал! О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!…
- Звучит фрагмент «Мессы» И.С. Баха
Но пора…
3 действие
Ведущий Поспешим из мрачного подземелья в замок герцога. Сегодня барон получил приглашение явиться к своему сеньору. Но герцог уже с кем-то беседует. Ах, да, это же наш Альбер, который вынужден искать заступничества у герцога.
Альбер Поверьте, сударь, терпел я долго
Стыд горькой бедности. Когда б не крайность,
Вы б жалобы моей не услыхали.
Герцог Я верю, верю: благородный рыцарь,
Таков, как вы, отца не обвинит
Без крайности…
Спокойны будьте: вашего отца
Усовещу наедине, без шуму.
Я жду его
(стук)
Это кто? Не он ли? Он.
Подите же в ту комнату.
Окликну вас я.
(входит барон)
Герцог Барон, я рад вас видеть бодрыми и здоровым.
Барон Я счастлив, сударь, что в силах был
По приказанию Вашему явиться.
Герцог Барон… вы деду были другом; мой отец
Вас уважал. И я всегда считал
Вас верным, храбрым рыцарем, - но сядем.
У вас, барон, есть дети?
Барон Сын один.
Герцог Зачем его при себе не вижу?
Барон Мой сын не любит шумной светской жизни.
Герцог Нехорошо ему дичиться…
Пришлите мне его: назначьте сыну
Приличное по званью содержанье…
Барон … Он, сударь, к несчастью, не достоин
Ни милости, ни вашего вниманья…
Он… меня…
Хотел убить…
И покушался он меня…
Герцог Что?
Барон Ограбить.
(Альбер врывается в комнату)
Альбер Барон, вы лжете.
Барон И гром еще не грянул, боже правый!
Так подыми же, и меч нас рассуди!
(бросает перчатку, сын поднимает)
Альбер Благодарю. Вот первый дар отца.
Герцог Что видел я? Что было предо мною?
Сын принял вызов старого отца!..
Отдайте мне перчатку…
(Альберу)
Подите: на глаза не смейте
Являться до тех пор, пока я сам
Не призову вас.
(Альбер уходит)
Вы, старик несчастный,
Не стыдно ль вам…
Барон Ах, душно, душно мне…
(падает, сжимая ключи)
Герцог Он умер. Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!
(уходит)
6. Подведение итогов
1. Завершилась трагедия, в которой А.С. Пушкин устами герцога назвал эпоху Средневековья ужасным веком. Да, мрачное время. Но это было время, которое подарило потомкам немало прекрасного. Знакомство с этим прекрасным позволило нам почувствовать дух Средневековья. Мы имели возможность восхититься мастерством архитекторов далекого прошлого, насладиться великолепной музыкой, ощутить силу писательского таланта. Продолжить знакомство с искусством и литературой, которые помогут понять далекую эпоху, можно, если прочитать книги, помещенные на книжной выставке.
2. Рекомендация книг учащимся (книжная выставка)