Урок русского языка по теме Деепричастие. Урок-путешествие


МБОУ «Барсовская СОШ №1»Презентация урока русского языка в 7 классе по теме: « Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие». В стране изученных Деепричастий».(урок-путешествие) Составила: Достовалова Людмила Витальевна, учитель русского языка и литературы. Цели урока: обобщить и систематизировать знания о деепричастиях и деепричастных оборотах;совершенствовать навыки правописания деепричастий; - закрепить навыки узнавания в тексте деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графического их изображения; развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи;формировать умение мыслить системно, находить творческий подход к своей работе; -прививать любовь к русскому языку, мотивировать на его дальнейшее изучение. Ход урока. Организационный момент : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология, в страну Деепричастий. Вы долго готовились к этому плаванию, узнавали всё о жителях этого необычного государства, и вот теперь мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей . Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как судно пройдет препятствия. Чтобы попасть на наш корабль необходимо сдать экзамен на знание деепричастий, в гости к которым мы отправляемся. Сейчас я буду задавать вопросы . Результаты экзамена занесём в «Личные карточки моряков» . Готовы! II. Актуализация знаний.1. Учитель: - Какая часть речи называется деепричастием? - Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? - Что позаимствовало деепричастие у глагола? - Что позаимствовало деепричастие у наречия? - Каковы синтаксические признаки наречия? - Что такое деепричастный оборот? - Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? - В каких случаях в предложениях с деепричастиями запятые не ставятся? 2. Образуйте деепричастия от глаголов: подплывать, пробираться, причалить.Определите вид деепричастий.3.Спишите предложение, расставьте знаки препинания и объясните их графически. Подожди юнга сказал боцман взяв меня за плечо. - Молодцы, ребята! Поставьте баллы в карточки, и мы отправляемся с вами в путь по морю Мыслителей. Прочитайте текст, найдите деепричастия и выпишите их. Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело ее своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом. Составьте устное высказывание на грамматическую тему по данному алгоритму.Слово …….. – это деепричастие. Во-первых, оно …. . Во-вторых, ….. . В-третьих, ……… .III.Целеполагание, построение выхода из затруднения. IV. Работа с разноуровневыми карточками.Карточка №1.Спишите пословицы, раскрывая скобки.(Не)зная броду, (не)суйся в воду. (Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка. (Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешь.Карточка №2.Спишите текст, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.У порога на сундуке сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. Дед и бабушка слушали мать (не)перебивая. Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках.Карточка №3.Спишите текст, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания. Подчеркните как члены предложения деепричастные и причастные обороты.Ни разу (не)оглянувшись Анфиска косила с тем же упорством. Она это делала (не)спеша радуясь солнцу утренней тишине. Стена трав никем (не)тронутая (не)уменьшалась и (не)редела нисколько (не)огорчая Анфиску. V.Самостоятельная работа с самопроверкой.Перед нами залив Эрудитов. Чтобы проплыть по нему, надо решить задачу.В объяснительной записке от бригадира грузчиков Недосмотрова сказано, что при транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» было допущено его опрокидывание. Задача: исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части. Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли. Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду. Тяжелый парус поднимая, я побежал домой. Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов. Найдите ошибки в предложении, запишите его в исправленном виде. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Дайте совет, как избежать подобных ошибок. VI. Творческая работа. Учитель: Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?! Учитель: Попробуйте подобрать как можно больше деепричастий, передающих шум падающей воды, запишите их. Составьте с ними предложения. Проверим. Прочтите, какие вы записали слова.Репродукция картины И.К. Айвазовского « Ниагарский водопад» Учитель: А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать автору Роберту Саути в стихотворении “Лодорский водопад”. (Текст стихотворения у учащихся на парте)Стихотворение читает ученикКипяШипяЖурчаВорчаСтруясьКрутясьСливаясьВздымаясьВздуваясьМелькая шуршаРезвясь и спешаСкользя обнимаясьДелясь и встречаясьЛаскаясь бунтуя летяИграя дробясь шелестяБлистая взлетая шатаясьСплетаясь звеня клокочаВзвиваясь вертясь грохочаМорщинясь волнуясь катаясьБросаясь меняясь воркуя шумяВзметаясь и пенясь ликуя гремяДрожа разливаясь смеясь и болтаяКатясь извиваясь стремясь вырастаяВперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!Учитель: Расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.