Конспект урока по русскому языку « Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

Урок русского языка в 7 классе по теме « Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

Тип урока – сообщение новых сведений.
Цели урока:
1. Предметные:
а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных;
б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
в)сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
2. Метапредметные:
а) развивать память, логическое мышление, речь, способность, волю, эмоции;
б) формировать умение самостоятельно пополнять знания,
работать индивидуально и в парах.
в)закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;
3. Личностные:
а) воспитать интерес и уважение к родному языку; ценностное отношение к слову; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, развивать уважение друг к другу.
Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.
Оборудование:
-учебник;
-раздаточный материал;
- ПК;
- мультимедийный компьютер: мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся:
- Что нового узнали о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи?
- Для чего нужно знать правила написания Не с различными частями речи?

Выводы по УУД:
1. Коммуникативные УУД – учащиеся точно, логично излагают свою точку зрения по изученной теме; соблюдают в процессе общения основные норму устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
2. Познавательные УУД – учащиеся научились различать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, повторили сведения о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами.
3. Регулятивные УУД – умеют систематизировать сведения о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи, оценивают свои знания и знания одноклассников;
4. Личностные УУД – понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений

II. Объяснение нового материала.
Осознанное восприятие.
А) задание: вставить пропущенные гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании

Тихий ш..пот
Ровный ш..в
Солнечным луч..м
Тёмной туч..й
Выпал снеж..к
Плюш..вый медведь
Освещ..нный светом
Выкраш..нная скамейка

Вопросы к учащимся:
- в каких частях слова пропущена буква?
- в каких словах пишется буква О, в каких - Ё, а в каких –Е? Почему?
Каким правилом пользовались при выборе?
Почему в последних двух СС буквы не вставили?
2. Сообщение темы урока и цели урока
а) Наблюдения по словам на экране
ОСВЕЩ..ННЫЙ ВЫКРАШ..ННЫЙ
Вопросы и задания учащимся:
-какой частью речи являются данные слова?
- поставьте ударения в словах;
- в какой части слова пропущены буквы?
Первичные выводы: в суффиксах причастий под ударением пишется Ё, без ударения – Е.
б)Обобщение и систематизация на основе составления алгоритма.
Думаю, что писать после шипящей в суффиксе причастий
(
Ставлю ударение
(
Смотрю, куда падает ударение
( (
Ё ( На ^' не на ^' (Е
Запоминание правила и алгоритма рассуждения по учебнику , работа со схемой( раздаточный материал)
Воспроизведение изученного. Приведите свои примеры правописания Е-Ё в суффиксах причастий.
Выводы:
1. Коммуникативные УУД - строить связное монологическое высказывание.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2.Регулятивные УУД - высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
3 Познавательные УУД - выделять главное; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
4.Личностные УУД - понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.
III. Закрепление.
Развитие правописных умений.
А) Анализ и графическое оформление записанных под диктовку слов из упр. 144 .
- развивается умение находить в словах орфограмму – букву е-ё.
- вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение.
3) Определить, в какой части слова пропущена гласная
4) Определить, ударный гласный в суффиксе или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограмму­ букву е или ё.
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв е- ё в суффиксах причастий.
Физминутка
Б) Творческое задание
Упр.143. Преобразование глаголов в страдательные причастия прошедшего времени с применением изученного правила.
- Выполняют устно
В) Работа по карточкам
Г) Диктант с взаимопроверкой (упр 104, стр 36 Т. Я. Фролова. Русский язык .7 класс. )
Выводы:
1)Коммуникативные УУД - строить связное монологическое высказывание;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
2) Регулятивные УУД - речевое оформление; знать алгоритм (модель учебных действий при выборе орфограммы); осмысленное действие при речевом оформлении предложений; соотносить цели и результаты своей деятельности.
3) Познавательные УУД - выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
4)Личностные УУД - осознание значимости урока, смыслообразование, умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.
IV. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.
Рефлексия:
– Назовите ключевые слова темы.
– Какую проблему решали на уроке?
– Чему научились?
– Какая работа понравилась больше всего?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Домашнее задание: §20, упр. 145 (выучить наизусть правило)
Индивидуальное задание: по диктанту (упр 104, стр 36 Т. Я. Фролова. Русский язык .7 класс ) написать мини-сочинение о том, когда «стадное чувство» заставляет нас совершать поступки, противоречащие здравому смыслу. Можно ли, по-вашему, в любой ситуации сохранять свои личные качества?
15