Урок русского языка в 7 классе Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урокаI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Актуализация и пробное учебное действие.
– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.
Тест.
А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1) Замеш..нный в преступлении человек;
2) картины развеш..ны;
3) поле засе..но;
4) пристрел..нное ружье.
А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) Решё..ая задача;
2) мороже..ые овощи;
3) освещё..ая улица;
4) копчё..ая на костре рыба.
А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?
1) Листья развея..ы ветром;
2) девочка рассея..а;
3) страница разорва..а;
4) общество образова..о пять лет назад.
А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?
1) Заключ..нный;3) обожж..на;
2) получ..нный;4) огорч..ны.
Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность ответов. Обращает внимание на задание А4, спрашивает, с чем связаны затруднения в выполнении задания (трудно выбрать между 1 и 2-м вариантом ответа)
2. Выявление места и причины затруднения.
– Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова.
Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.
– Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?
Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.
– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е).
– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.71).
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.
4.Упражнение №160.
Ограничить – ограничен, ограниченный; сколотить – сколочен, сколоченный; раскрепостить – раскрепощен, раскрепощенный; обобщить – обобщен, обобщенный; обезоружить – обезоружен, обезоруженный; осветить – освещен, освещенный; объездить – объезжен, объезженный; потушить – потушен, потушенный; раскрасить – раскрашен, раскрашенный; лишить – лишен, лишенный; украсить – украшен, украшенный; ухудшить – ухудшен, ухудшенный; обезводить – обезвожен, обезвоженный; поглотить – поглощен, поглощенный; выутюжить – выутюжен, выутюженный.Физкультминутка
5.Упражнение №161.
1.Увлечённый делом, испечённую булочку, сожженную бумажку, подслащенную воду, лишён таланта.
2.На выкрашенной в зеленый цвет веранде, скрученной проволокой, потушен к утру, очищенным воздухом, стриженный наголо, сильно рассержен.6.Упражнение №163.
Орфограммы
В корне В суффиксе В окончании
На жердочке, шорох, черным, крыжовник. Снежок, галчонок, освещенный, зайчонок, освеженный, сучок, ежовый, крючок, овражек, бежевый, шапчонка, решенный, ситцевый, кукушонок, холщовый, грушевый, песцовый, лягушонок, закопченный, медвежонок, дороженька, дубочек.Бережет, с мечом, мячом, стережет, свечой, стрижет, рассечет, испечет, товарищем, рощей, в горячем, лапшой, пересечет.7.Задание 1.
– Спишите. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь составленным на уроке алгоритмом.
Потуш..нный свет; ож..г руки; с тяж..лой нош..й; подош..л к реш..тке; измельч..нный горох; сожж..нное письмо; ож..г руку; парч..вая ткань; пораж..нный богатством; покрыто сплошь саранч..й; ч..рствый хлеб; назна-ч..нная встреча; окруж..нный полем; похожий на суч..к; пробирались чащ..й; сооруж..нный дворец; орош..нный водой; лиш..нный крова; стриж..м ч..лку; ж..лтый цветок; пунц..вые щ..ки.
III. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Домашнее задание: § 27, орфограмма №55, упр.№164 (устно), 162.