Урок русского языка в 6 классе по теме Страдательные причастия прошедшего времени(школа2100)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
п. БалягаУчитель: Веляник Татьяна Георгиевна Класс: 6 Предмет:   русский язык Тема урока:  Страдательные причастия прошедшего времени
Дата урока: 14.03.2017 Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Цель урока: формирование знаний об образовании страдательных причастий прошедшего времени и роли их в речи. Задачи:
познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени;
развивать умение выявлять глаголы, от которых образуются страдательные причастия прошедшего времени;
развивать умение образовывать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, аргументируя выбор суффикса характером основы глагола неопределённой формы.
развивать навыки самостоятельной работы;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, аудиозаписи Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в теме «Страдательные причастия прошедшего времени».
Планируемые результаты
Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные Предметные
Осознавать позна-вательную задачу, решать её, находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Уметь грамотно оформлять речевое высказывание, адекват-но использовать рече-вые средства для реше-ния коммуникативных задач, направленных на достижение цели урока. Развивать любовь к русскому языку, форми-ровать осознание себя носителем этого языка, приобщиться к общече-ловеческим культурным ценностям, получить социальный опыт Ставить и решать учебные задачи, планировать пути их решения,адекватно использовать речь для регуляции своей деятель-ности, уметь оценивать свои результаты, аргументировать и отстаивать свою позицию коррект-но по отношению к оппоненту. Научить узнавать страдательные причастия прошедшего времени, отличать их от действительных причастий и от прилагательных, уметь их применять в речи.
Технологическая карта урока русского
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Цель: - Организовать и психологически настроить детей на урок
- Создать позитивное настроение
1. Формирование психологического настроя на урок. 2 минуты Здравствуйте, ребята, гости нашего сегодняшнего урока! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, у нас хорошее настроение и мы настроены на серьёзную работу.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю я вам!
Откроем тетради, запишем число, классная работа. Оставим строчку для темы
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 Подготовка к восприятию нового материала
Цель: Повторить изученное о причастии и подготовить к изучению нового материала
Формы и методы работы: метод словесной передачи информации (беседа,) анализ таблицы, наглядность, фронтальная работа, самоконтроль
2. Повторение теоретического материала
Языковая разминка На протяжении многих уроков мы изучаем новую для вас часть речи. Какую?
- Ребята, давайте вспомним, что такое причастие?
- В. Даль утверждал: "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
- Как вы понимаете эти слова?
Задание Распределите словосочетания на две группы. А какие это будут группы ( по какому принципу вы их будете делить)
Действительные Страдательные
Плавающие листья, летящий шар, сшитое платье, склоняемое существительное, составляемый план, расцветающая роза, дремлющий старик, плачущий малыш, привезенный товар, приглашенный гость
Проверка
Чем причастия данных групп отличаются друг от друга?
- А теперь давайте вспомним, как образуются действительные и страдательные причастия. Для этого нам нужно заполнить таблицу, где это возможно, кроме последней колонки
Глагол Действительные причастия Страдательные причастия
наст. время прош. время наст. время прош. время
(переходный несов. вида) читать чита…щий     
(переходный сов. вида) посеять        
(непереходный несов. вида) зеленеть   зелене…ий   
(непереходный сов. вида) растаять        
Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (слайд 5)
Глагол Действительные причастия Страдательные причастия
наст. время прош. время наст. время прош. время
(переходный несов. вида)
читать читающий читавший читаемый  
(переходный сов. вида) посеять ---- посеявший ----  
(непереходный несов. вида) зеленеть зеленеющий зеленевший ---  
(непереходный сов. вида) растаять ---- растаявший ---  
А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми?
От чего это зависит?
Ответы детей
-Причастие-……
- Причастия бывают …..
- Действительные и страдательные.
Выполняют задание, распределяют причастия по колонкам (в рабочих листах)
Действительные причастия, обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, а страдательные - признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
Проверяют выполненное задание по таблице
Ответы детей:
Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий
От переходности-непереходности глагола и от его вида
Цель: - Добиться, чтобы дети самостоятельно определили тему урока
- Заинтересовать учащихся данной темой
- Развивать логическое мышление
Дети самостоятельно формулируют тему и цели урока
2. Определение темы урока. Целеполагание. Определяем тему урока. § 73 стр.97 слайд
-прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой;
-выпишите причастия; (написанным, сорвавшимся, разбросанным)
-выписал ли слово драгоценным? Почему?
-какое из выписанных слов лишнее (сорвавшимся). Почему?
-как называются оставшиеся формы? СППВ
-Запишем тему
-сформулируем цель и задачи;
Ученики работают в парах по учебнику: § 73,
В процессе наблюдений устанавливают, что из выписанных слов лишним является причастие сорвавшимся (действительное причастие прошедшего времени, а два других страдательные), формулируют цель и задачи урока.
Познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Цель: Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал
Метод: поисковый метод и метод зрительного восприятия информации
3. Открытие новых знаний.
- Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной.
Что нужно сделать, чтобы справиться с заданием?
Ответить на этот вопрос вам поможет Упр.595 стр. 98 (Рубрика «Решаем проблему, открываем новые знания»)
Самостоятельное изучение материала. Учащиеся составляют вопросы, в парах. И задают их с целью выявления умения формулировать вопрос и правильно на него ответить, эффективно сотрудничать.
Методическая рекомендация. Нужно обратить внимание учеников, что в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса -нн-, выделяются два суффикса: один – формообразующий суффикс причастия, а другой – суффикс основы глагола неопределённой формы -а- или -я-. Это предупреждает ошибку по объединению двух суффиксов в один -анн- (-янн-).
2. Чтение текста в рамке после упр. 595.
– Сравните свои наблюдения и выводы с правилом в рамке.
– Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. (Суффиксы -нн-/-енн-/-т-.)
– От чего зависит выбор суффикса?
– Приведите свои примеры причастий с названными суффиксами.
Методическая рекомендация. Следует отметить, что суффикс -т- является редким, он встречается у причастий, образованных от глаголов с корневым гласным ы/и (мыть, бить, шить, лить, пить и др.).
–Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени?
Заполнение таблицы в опорных конспектах «Отличительные особенности причастий
разных разрядов».
– Укажите разряд и время причастия и заполните таблицу.
(См. материал предметного диска – моделирование таблицы «Отличительные особенности причастий разных разрядов» к § 73.)
-посмотреть, как образуются СППВ
Ученики самостоятельно в парах анализируют материал таблицы
и делают вывод: от каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени, с помощью каких суффиксов.
Выполняют упражнение
Отвечают на вопросы
Приводят примеры
Работают в опорных конспектах
4. Физкультминутка Цель: - Дать возможность отдохнуть
Немножко отдохнём.
Все ручки положили. Можно закрыть глазки, можно потянуться, посмотреть в окно, подумать о чём-то приятном.
Продолжаем работать.
Отдыхают
Цель: - Закрепить изученный материал, вызвать интерес к изучаемому
Формы и методы работы: метод передачи информации с помощью практической деятельности, фронтальная работа, работа в группах, в парах,, методы стимулирования и мотивации: эмоциональные ( поощрения), познавательные(творческое задание), социальные(создание ситуации взаимопомощи), метод контроля (тест), взаимоконтроль
5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Упр. 596 – развивается умение выявлять глаголы, от которых образуются страдательные причастия прошедшего времени. Прежде чем, начнёте работать, ещё раз просмотрите таблицу, правило
Выполняется устно с комментированием: глагол скрыть – сов. вида,
переход., можно образовать страдательное причастие прошедшего
времени скрытый и т.д.
Методическая справка.
От глаголов спешить, смеяться, улыбаться, пригореть, улететь страдательные причастия прошедшего времени не образуются.
Почему? (НЕПЕРЕХОДНЫЕ)
Упр. 598 – развивается умение образовывать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, аргументируя выбор суффикса характером основы глагола неопределённой формы.
Выполняется в парах. Проверка по цепочке, выделяем суффиксы
Орфоэпическая работа (повторить, повторишь, повторённый).
А сейчас послушаем стихотворение А.С.Пушкина “К няне”
В ходе прослушивания выпишите словосочетания (причастия + существительное)
Какие причастия вы здесь услышали?
Почему автор использовал причастия для характеристики рук, ворот, пути? Для чего мы будем использовать причастия в речи?
Выполняют упражнение

непереходные
Работают, обсуждают
Наморщенных руках, забытые вороты, отдаленный путь.
Причастия в речи нужны для создания ожившей, выразительной картины в описании. Чтобы наша речь была не вялой и громоздкой, а выразительной и четкой, мы будем использовать причастия при составлении текстов.
Цель: Обобщить изученное
Ообобщение информации посредством практической деятельности и тактильного киностетического ее восприятия
6. Итог урока Заполнение таблицы.
- Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось. (слайд 10-11)
Глагол Действительные причастия Страдательные причастия
наст. время прош. время наст. время прош. время
(переходный несов. вида)
читать читающий читавший читаемый читанный 
(переходный сов. вида) посеять ---- посеявший ---- посеянный 
(непереходный несов. вида) зеленеть зеленеющий зеленевший ---  
(непереходный сов. вида) растаять ---- растаявший ---  
- Почему мы не смогли образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов зеленеть и растаять?
Итак, как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
От всех ли глаголов мы можем их образовать?
Ответы учащихся по заполнению таблицы
Непереходные
С помощью суффитксов –НН-.-ЕНН-,-ЁНН-, -Т-
Только от переходных
Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока
Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать.
7.Рефлексия Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Заполняют анкету
Цель: Оценить работу учащихся на уроке. Методы стимулирования и мотивации на уроке: эмоциональные, познавательные, устные, социальные и письменные.
8. Выставление оценок А теперь, ребята давайте выскажем своё мнение(у меня оно уже есть, но я хотела послушать вас)
Кто, как работал на уроке? Цель: - Закрепить знания, полученные на уроке
- Развивать творческие способности и умение оценивать свои силы
9. Домашнее задание На выбор: (слайд 12)
Творческое задание: сочинить сказку о приключениях двух братьев страдательного и действительного причастия
Упр.599, стр.100