Урок Действительное причастие прошедшего времени. 7 класс


Действительные причастия прошедшего времени (7 класс)
Цели: ознакомление с образованием и правописанием действительных причастий прошедшего времени; отработка навыка написания гласных перед суффиксами причастий; совершенствование умений и навыков учащихся анализировать текст.
Задачи: знать суффиксы действительных причастий прошедшего времени, логику объяснения правописания орфограмм; объяснить изученные орфографические правила; анализировать текст; повторить особенности художественного стиля речи, композицию рассуждения.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, текст.
Ход урока
I. Повторение материала предыдущего урока.II.Объяснение нового материала.Словарно-орфографический диктант с графическим обозначением гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.
Образец: строил (строить).
Засеял поле, зависел от обстоятельств, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.
Вывод: написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом –л- зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме перед окончанием –ть.
Анализ материала §34 с. 88-89. Постройте устное высказывание в виде рассуждения на тему: «Как образуются действительные причастия прошедшего времени» и выполните упр. 176-177.
III. Закрепление.
Прочитайте текст и укажите в нем причастия прошедшего времени. От какого слова зависит их падежная форма?
После грозы
Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. Раскаты грома были уже не так поразительны за равномерным шумом дождя. Но вот туча начала разделяться, робкий луч уже заблестел на полосах падавшего как сквозь сито мелкого прямого дождя и на обмытой блестящей зелени дорожной травы. Я испытываю невыразимо отрадное чувство, заменившее во мне чувство страха.
Березовый лесок, поросший ореховыми и черемушными кустами, как в избытке счастья стоит, не шелохнется и медленно роняет со своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья.
Так обаятелен после весенней грозы запах березы, фиалки, прелого листа, черемухи; что я бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черемухи и упиваюсь ее чудным запахом.
(Л.Толстой).
К какому стилю относится данный текст? Обоснуйте свой ответ.
Докажите письменно, что выбранные вами слова являются действительными причастиями прошедшего времени. Составьте небольшой текст-рассуждение.
Какие орфографические правила можно проиллюстрировать словами из текста? Дополните текст своими примерами, наблюдениями, связанными с восприятием природы.Напишите свободный диктант.