Хасан Туфан, приверженный правде


Урок по татарской литературе "Хасан Туфан, приверженный правде»
 Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Хасана Туфана, продолжить знакомство с творчеством поэта, особенности Туфана. Развивать речь учащихся, умение анализировать стихи поэта. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к людям, прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.
Оборудование урока: портрет Х.Туфана,,выставка книг Х.Туфана, компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем: материалы фонохрестоматии творчества Х.Туфана.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из стихотворений, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир поэзии Хасана Туфана. На уроке мы будем искать ответы на вопрос Х.Туфана «Как, зачем я стал поэтом?». В процессе работы прочитаем и стихи Туфана, и через его произведения дадим оценку творчеству Х.Туфана.
3. Проверка домашнего задания:
Учитель: Житейская судьба его была тяжкой: тюрьма, лагерь, одиночество. Жизнь прожил долгую. В татарской поэзии остался и будем надеяться надолго: он писал сердцем.
Хасан Туфан вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем, Кави Наджми, Мусой Джалилем закладывал фундамент новой татарской поэзии. Искал, ошибался и находил. Новые темы, образы, изобразительные возможности татарского стиха…На прошлом уроке мы с вами ознакомились биографией поэта, о годах репрессии.  Давайте послушаем дополнительные материалы, подготовленные вами.1 ученик: В 1935 году в журнале "Совет эдэбияты" ("Советская литература") вышла поэма Хасана Туфана "Клятва". И почти сразу же началась шумная проработочная компания. Поэта обвиняли в "серьёзных идеологических ошибках", "протаскивании мелкобуржуазных взглядов", более того — в "клевете на великого вождя и учителя" И. В. Сталина. Люди старшего поколения знают, что по тем временам такие обвинения звучали смертным приговором. Туфана не раз "обсуждали" на писательских собраниях, исключили из Союза писателей (1937 год), заставляли каяться и признать свою вину. Были арестованы многие его друзья и товарищи по поэтическому цеху: Фатых Карим, Кави Наджми, Мансур Крымов, Галим-джан Мухаметшин и другие. Но Туфана не тронули. Почему? Он и сам не мог понять. Скорее всего потому, что в первую очередь брали тех, кто занимал какие-то административные посты. Туфан же всегда был рядовым членом творческого Союза (хотя далеко не рядовым поэтом). Выгнали с работы в журнале "Совет эдэбияты"... Перестали печатать... Поливали грязью на страницах газет... Но в ту пору это было не самое страшное. Постепенно волна репрессий пошла на убыль, его стихи начали появляться в печати. Имя его теперь уже упоминали не только с ругательными эпитетами. И вот тогда-то это и произошло... 
2 ученик:В то хмурое холодное утро 18 ноября 1940 года Туфан, как всегда, шёл в Дом печати. У порога его остановил незнакомый человек. Вежливо поздоровался и, не представляясь, предложил: — Пройдёмте со мной, Хасан-ага. Вас вызывает нарком!.. Хасан-ага никак не мог сообразить, зачем он мог понадобиться наркому. Да и какому наркому? Но, увидев начищенные до блеска хромовые сапоги, галифе с зелёными лампасами, выглядывающие из-под демисезонного пальто, всё понял. Одновременно, как он потом узнал, на его квартире прошёл обыск. Исчезли многие ценные книги, которые он собирал всю жизнь, и главное — рукописи неопубликованных стихотворений и многочисленные черновые наброски. Раз арестован, значит виновен... Туфана поместили в камеру-одиночку. Переступая порог этой сырой холодной камеры, поэт, конечно, не предполагал, что ему предстоит провести в ней, в полной изоляции от внешнего мира, почти полтора года. В первые недели ни к какому "наркому" не вызывали. Даже обвинение не предъявили. Обыскали, отобрали ремень и все "лишние вещи", оставив лишь пачку папирос и коробок спичек, и словно забыли. Как впоследствии убедился Хасан-ага, это был обдуманный приём: арестованный должен "дозреть", осознать, что судьба его отныне полностью в руках органов. Как ни тяжелы первые дни в одиночестве, главные трудности ждали его впереди. Учитель: Туфан не мог понять, за что его арестовали. Вот долгожданный день допроса. Следователь, сравнительно молодой, не старше тридцати, высокий, с крупной лошадиной головой и недобрым взглядом, после обычного ритуала с выяснением анкетных данных предъявил Туфану стандартное обвинение в контрреволюционном заговоре с целью свержения советской власти, идеологической диверсии, а заодно и в шпионаже в пользу фашист-ской Германии и империалистической Японии. О подробно-стях "дела" заботиться не приходилось: всё было заготовлено и расписано. Оставалось только подписать заранее подготовленную бумагу и назвать "сообщников". Туфан отказался. — Ничего, — заверил следователь. — Не таких уламывали. Все вначале кобенятся, а потом подписывают как миленькие. Допрос обычно продолжался до вечера. За это время следователю трижды приносили аппетитно пахнущую еду. Он смачно чавкал на глазах голодного Туфана. Затем откидывался на спинку стула и закуривал, пуская струйки дыма прямо в лицо арестованного (знал, что тот мучается без курева.) В камеру приводили перед самым отбоем. Едва Туфан успевал проглотить кружку оставленной на "кормушке" холодной баланды, как его снова звали на допрос. Ночные допросы вёл уже другой следователь (они сменяли друг друга, передавая арестованного по "эстафете"). Этот не очень усердствовал и даже временами мог поговорить на отвлечённые темы. От него требовалось только одно — измотать силы арестованного, не давая ему спать. Даже когда он выходил на минутку, конвойный зорко следил, чтобы арестованный не вздумал прикрыть глаза. И так продолжалось не день, не два — недели и месяцы. Туфан вновь начал писать стихи. Впрочем, писать — не то слово. Не было ни карандаша, ни бумаги. Он слагал и держал их в памяти, точнее — жил ими. Конвойные, видя в глазок, как он возбуждённо ходит по камере, шевеля губами и размахивая руками, вероятно, принимали его за умалишённого. Свихнуться в тюрьме было нетрудно, так что тюремщики к этому привыкли. Не знали они, что именно стихи и помогли Туфану сохранить рассудок, спасти "душу живу", как писал он позднее. 
3 ученик: С началом войны Туфан написал несколько заявлений с просьбой отправить его на фронт. Предлагал кровью смыть несуществующую вину. Если ему не доверяют, пусть используют в качестве смертника — дадут такое задание, с которого живым не возвращаются. Он мысленно обдумывал всевозможные варианты: взрыв вражеского склада с боеприпасами, поражение немецкого корабля "человеком-торпедой"... Ни на одно из писем ответа не получил. 
4 ученик: Суд. Приговор: высшая мера наказания... Приговор окончательный и обжалованию не подлежит... Но судьбе угодно было распорядиться по-другому. Через несколько дней Туфана привели в комнату следователя и объявили, что смертный приговор заменяется десятилетним заключением в колонии строгого режима. Хасан-абый рассказывал, что воспринял суровый приговор как неожиданный подарок судьбы. "Да хоть сто лет! — мысленно воскликнул он. — Лишь бы жить, жить, видеть этот прекрасный ликующий мир, слышать шелест берёз, пение птиц, чувствовать ласку солнца..." 
4. Работа над новой темой
Учитель: Атеперь мы с вами прочитаем стихотворения Хасана Туфана.
1 ученик : ПРОЙДИ, СКЛОНИВ ГОЛОВУ
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих - итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
Рабами были прадеды и деды,
Но я за гордость в горе их люблю.
Иного - хан,
Иного - бай,
Иных - нужды и беды
Вгоняли в смертную петлю.
Когда бы стали в ряд те, кто века
За волю шли на смерть, не размышляя,
Он растянулся бы в длину материка
От Лиссабона до Шанхая!
Сошли в могилу деды, завещав
Надежду, что сведем мы с прошлым счеты,
Избавимся от рабства и расправ,
От виселиц и всяческого гнета.
(Учитель: О чем говорит поэт? К чему он призывает народ?
(Выслушивание ответов учеников)
Учитель: Стихи Туфана о Родине носят характер личного объяснения, страстного признания, когда человек не в силах сдержать переполняющие его чувства. Вряд ли можно найти такого поэта, который не писал бы о Родине. Но Туфан никого не повторяет, потому что он говорит о том, что накипело на сердце: 1 ученик:
И в чужих лесах и рощах есть берёзы, Есть берёзы средь чужих полей, Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы Лишь берёзы родины моей. 
Учитель: Самые тёплые, идущие из глубины сердца слова находит поэт, обращаясь к матери России, которая вывела татарский и все другие народы нашей страны на широкую дорогу истории: 2 ученик:
То ль как солнце, ты была светла, То ли нежность матери хранила, — Много брал я у тебя тепла, Если сердце стужа леденила. Руку на плечо мне положив, Ты меня вела в года крутые, Тем, что я ещё сегодня жив, Лишь тебе обязан я, Россия! 
Учитель: Давайте мы с вами послушаем «живой голос» поэта:
(Ученики слушают стихотворения из фонохрестоматии творчества Х.Туфана)
3 ученик:
Он был поэт до мозга костей, поэт по складу души, по особенности характера. Таким же однолюбом он был и в жизни. Оторванный от семьи, он долгие годы не знал, что стало с его женой. Ждёт ли, любит ли ещё, верит ли ему... И лишь много лет спустя пришло известие о том, что её нет в живых. Об этом — щемящее по силе грусти стихотворение "На ветру качаются ромашки". Лирический герой стихотворения гадает на ромашках: любит или не любит? И каждый раз ромашки отвечают: "любит". Герой же стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку "на её безвременной могиле уж давно белеет резеда". (Дело в том, что жена Туфана сдавала свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье). Учитель:  Ему не удалось застать в живых свою жену Луизу, когда он возвратился на родину после сталинско-бериевских лагерей, где его использовали на самых тяжелых и вредных для здоровья работах. Но он сумел все-таки выжить, благодаря поддержке своей жены, которая сдавала свою кровь, чтобы отправить ему посылки с продуктами, а сама ходила полуголодная и падала в обмороки. В эти лагеря поэт попал по доносу, как многие безвинно пострадавшие в годы репрессий. Попал потому, что всегда говорил, и писал то, что думает, не кривя душой. От таких правдолюбцев во все времена и при всяком общественном строе стараются избавляться. Но, несмотря ни на что, этот буранноволосый и рано поседевший поэт, с человеческим достоинством перенесший все ужасы лагерей, поражал своих знакомых вежливостью, интеллигентностью и хорошими манерами. в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.
5. Обобщение, выводы урока:
Учитель: Даже в самых трудных условиях, в невзгоду и ненастье, Хасан Туфан умел видеть красоту мира в его постоянном обновлении. Настоящее для него — звено в цепи вечности. Но не безликое, не отвлечённое, а полное своих неповторимых красок, звуков, запахов: Каждый день по-особому нов, Будь он короток или велик. Он имеет свой собственный лик, Он имеет свой собственный звон. Каждый день по-особому нов. 
В результате нашей работы на уроке мы  ознакомились ёще ближе творчеством поэта. Хасан Туфан – сильная личность. Он был ровесником бурного и богатого историческими событиями ХХ века и на протяжении десятков лет оставался на гребне наивысших достижений родной поэзии. 
6. Домашнее задание:
Подготовить устное сочинение на тему: « Значение псевдонима «Туфан»,  в котором вы не только расскажите о Хасане Туфане, но и выскажете своё отношение к поэту.