Эссе Я — учитель на муниципальный тур всероссийского конкурса Учитель года — 2017


Муниципальный этап
Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2017»

Черкасова Наталья Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 12 г. Ессентуки

Эссе

Я – УЧИТЕЛЬ


The man who can make hard things easy is the educator.
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
(Р.Эмерсон)
Я учитель! Вот уже 15 лет я с гордостью произношу эту фразу. Эту лаконичную, емкую, всеобъемлющую фразу. В ней все: школьные годы, первая встреча с любимым учителем, средняя и старшая школа, любовь к урокам русского и английского языков, первый осознанный выбор дальнейшего пути, встреча с мудрыми людьми, которые предопределили мой путь в профессию, годы учебы, первый урок в школе в статусе учителя, сотни любопытных глаз и сомнение: смогу ли стать УЧИТЕЛЕМ с большой буквы?
Прошло 15 лет, и я твердо заявляю: я выбрала правильный путь, я люблю свою профессию, я люблю детей, Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ!
Учитель – это даже не профессия, это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего перед учениками.
Вспоминаю свой первый урокТревога, страх, неуверенность. Получится ли? Поймут ли меня дети? Смогу ли я дотронуться до сердца каждого, не станут ли мои слова Пустотой?
И вот уже 15 лет я в школе, 15 разных, непохожих друг на друга лет. Но каждый день по прежнему начинается для меня все с тех же вопросов. Дети – это то, к чему невозможно подготовиться. Здесь нет заведомо известных ответов, и каждый день с ними – это испытание, прежде всего для самого себя, для своей души.
Каким должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем? Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Я с гордостью говорю: Я - учитель, учитель английского языка.
Школа – это живая, подвижная, творческая лаборатория, причём всегда молодая. Ты всегда находишься в окружении молодого поколения, знаешь все новинки и в музыке, и в кино, и в технике, и в моде. К тому же, ты сам должен соответствовать всему новому, современному - иначе будешь ученикам не интересен. Мир настолько стремительно развивается, что мы порой, оглядываясь назад, думаем: «Как же мы жили без того или иного?». Изменились и целевые ориентиры в обучении иностранным языкам. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Владение иностранным языком выступает, кроме того, как средство для овладения другими предметными областями знаний.
Моя главная задача, как учителя-предметника, помочь детям не бояться говорить на «чужом» для них языке, не бояться допустить ошибку, научить общаться, высказывать свои мысли, просьбы, пожелания, не быть замкнутыми, понимать красоту иностранного языка, читать книги, слушать песни и смотреть фильмы «в оригинале», на языке Шекспира, Диккенса, «Битлз».
Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач». Я полностью согласна с ним, потому что учитель – это не только проводник в мир наук, своими делами и словом он готовит детей к самой сложной и главной профессии на земле – быть ЧЕЛОВЕКОМ. Пожалуй, уроки английского языка в этом отношении обладают самым мощным духовно-нравственным потенциалом. Воспитать человека в полном смысле этого слова – это значит совершить чудо, а творят такие чудеса обыкновенные люди – учителя. Я счастлива, что тоже причастна к такому удивительному событию – рождению Человека.
Недавно, в связи с подготовкой к предметной неделе, учащиеся 10 класса отвечали на вопрос: «Что дает мне школа?». Много было честных, подробных рассуждений. Хотелось бы процитировать слова одной ученицы: «Школа – это бесценные знания. Наша школа стала для меня второй семьей Это то место, где я обрела настоящих друзей Родная школа – огромный дружный дом, который согревает и помогает каждому из нас, учеников. Мы любим ее до слез". Такие слова стоят дорогого.
Выбрать профессию учителя, по моему мнению, – это поступок. Ведь именно благодаря моей профессии, которую подарила мне жизнь, я каждое первое сентября встречаю десятки учеников. Я вижу детские настороженные и любопытные глаза. И теперь я веду своих воспитанников в мир удивительных открытий, а они учат меня детской мудрости, общительности,
учат смотреть на мир их глазами. Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок это творчество, а не работа и каждая двойка -
не итог, а причина для серьезного размышления. «Урок окончен», говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести,
Справедливости, Достоинства.
И самый радостный и одновременно горький миг моей работы - это миг расставания. Я ни о чём не жалею! И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, звонят, пишут, что им удалось самоопределиться, и в этом есть и моя заслуга. Некоторые из них продолжают моё дело: воспитание личности. А это значит урок продолжается
Таким образом, мои педагогические аксиомы просты:
- если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю;
- если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве;
- если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь. Жить не только ради детей, но и вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды.
И тогда я с гордостью смогу говорить себе: «Я – учитель!»