Статья по теме «Развитие творческих способностей на уроках физики посредством технологии проблемного обучения»


• «Уча, учимся»
Сенека Старший
Проблема: «Развитие творческих способностей на уроках физики посредством технологии проблемного обучения».
Актуальность опыта:
Современный уровень развития общества требует от школы ориентации на личность ученика, удовлетворение его интересов и образовательных потребностей путем внедрения инновационных методов обучения.
Важнейшей задачей обучения в школе является формирование гармонично развитой, творческой личности с навыками ассоциативного мышления, которая умеет чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представить это многообразие при изложении, казалось бы, частного явления природы.
Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и работать в XXI веке, в обществе, должен иметь следующие качества:
- Гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, которые постоянно меняются, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, в нестандартных ситуациях;
- Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
- Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);
- Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в команде;
- Самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.
В обществе будущего конкуренцию выдержит только успешная, творческая личность. Поэтому я начала работать над проблемой «Развитие творческих способностей на уроках физики посредством технологии проблемного обучения».
Главные задачи, стоящие в решении данной проблемы:
 выявлять и развивать творческие способности учащихся;
 формировать УУД;
 использовать инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Технология проблемного обучения
Хороший урок тот, где царит деловая, творческая атмосфера, где желание учеников рассуждать бьет ключом, они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и положений. Ведь хороший урок, как правило, всегда отличается тем, что он насыщен разнообразными учебными ситуациями и каждая из них вызывает у учащихся большое количество вопросов, сомнений, удивление, а порой и настороженность. Так рождаются в деятельности учащихся драгоценные моменты, которые подводят их к поискам, догадок, к самостоятельному творчеству.
Физический материал дает возможность создать много проблемных ситуаций, руководить познавательной деятельностью учеников, учить их учиться.
Необходимо добиться того, чтобы ученики не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно. Ведь известно, что «плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить» (А. Дистерверг).
Успешному решению этого задания будет способствовать использование проблемного обучения, которое:
обеспечивает прочность усвоения знаний;
делает процесс обучения более привлекательным и интересным;
учит применять знания в практической деятельности;
развивает аналитическое, логическое мышление учеников;
способствует творческому росту учителя;
формирует ученика как активного субъекта познания.

При изучении нового материала
Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учеников с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными.
Например:
Может ли вода кипеть при комнатной температуре?
Может ли какой-либо фрукт или овощ быть источником тока?
Возможен ли такой случай: в человека стреляют, а он ловит пулю и спокойно кладет ее в карман?
Ответ. Да, если скорость пули равняется скорости человека, это возможно например в самолете. В первую мировую войну такой случай произошел с французским летчиком, который принял пулю за жука и, поймав рукой, положил ее в карман. (См. Я.И. Перельман “Занимательная физика” кн.1. Любое издание.)Демонстрация опыта. Пластиковая бутылка и воздушный шарик. Попытаемся надуть воздушный шарик помещенный в бутылку….. А теперь сделаем несколько проколов в бутылке….
Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов.
Какую работу вы выполняете за день?
Сила трения препятствует движению, но без нее….
Можно ли так бросить мяч, чтобы он,  пролетел некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении? Ответ. Можно, если его бросить вертикально. Поднявшись на определенную высоту, он остановится, после чего начнет двигаться обратно.
Ситуация предположения заключается в выдвижении учителем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учеников в исследовательский поиск.
Когда приоткрывают кран с горячей водой, поток воды постепенно уменьшается и может даже совсем прекратиться. С холодной водой подобных неприятностей не случается? Ответ. По мере того как горячая вода нагревает кран, его металлические детали расширяются и перекрывают поток воды.
Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?
Известно, что вещества проводники хорошо проводят электрический ток, а вещества диэлектрики – не проводят. С чем это связано?
Ситуация опровержения создается тогда, когда ученикам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинаучного вывода.
Получение механизма с КПД = 100%.
Конструирования вечного двигателя.
При переходе вещества из жидкого состояния в твердое – объем тела уменьшается, а плотность увеличивается. Есть ли исключения?
Все ли металлы притягиваются магнитами?
Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными.
Понятие системы «Си».
Почему тонет небольшой железный гвоздь, но плавает огромный пароход?
Пословица гласит “Где тонко, там и рвется”. А если нить везде однородная, то ее и разорвать нельзя?  
Ответ. В наиболее тонком месте меньшее число взаимодействующих молекул, следовательно, нужно прикладывать меньшую силу со стороны человека, чтобы нарушить это взаимодействие. Если нитка была бы везде одинаковой, то рвалась бы в любом, непредсказуемом месте.
Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное проблемное задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа.
Известно, что сопротивление металлических проводников увеличивается с повышением температуры. Учитель задает вопрос: «Как будет изменяться сопротивление полупроводников (или электролитов) при нагревании?» Ученики не могут дать однозначный ответ в свяг:- с тем, что им неизвестно, как будет вести себя новое вещество (полупроводник или электролит,, с повышением температуры, какие процессы, изменения в состоянии вещества будут сопровождаться нагреванием.Эвристическая беседа
Неисчерпаемым источником для создания проблемных ситуаций есть
Книги
Занимательный материал
Исторический материал
Фронтальный эксперимент
Понятие силы и ее характеристики.
Законы Ньютона.
Плавание тел.
Определение теплоемкости тел.
Механизм электризации.
ВЫВОДЫ:
Основная составляющая урока, где использование проблемного обучения является наиболее эффективным, - это этап освоения нового учебного материала.
Приобретенный опыт использования проблемных ситуаций показывает, что не следует на каждом уроке искусственно создавать проблемную ситуацию.
Перед изучением нового учебного материала сначала можно создать проблемную ситуацию, а затем объявить тему урока, то есть после постановки проблемы или ее решения.
Проблемы должны быть посильными, опираться и на опыт, и на знания, которые уже есть у учащихся, направлять ее мнение в русло знаний, которые нужны для решения проблемы, иметь логическую связь с ранее изученным материалом, желательно использовать элементы новизны, интереса.