Урок истории на тему Реформы Избранной рады

Тема урока: РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
ЦЕЛИ УРОКА:  дать представление о начале правления Ивана Грозного, личностных качествах и первых шагах в управлении государством. Охарактеризовать роль Избранной рады.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение принятия титула «царь» Иваном IV, основные преобразования Избранной рады в XVI в.
Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение читать, создавать и применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные: расширение представлений учащихся об исторических личностях, формирование принципа историзма. Уметь сравнивать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и людях прошлого, определять и аргументировать  своё  отношение к ней.
Тип урока: изучение нового материала
ОБОРУДОВАНИЕ и УМК: учебник под редакцией А.В.Торкунова «История России» Часть1, рабочая тетрадь к учебнику, презентация «Реформы Избранной рады», компьютер, проектор, экран.
ПОНЯТИЯ: Земский собор, Избранная рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы, челобитная
ХОД УРОКА:
I.  Организационный момент.
Создание рабочей обстановки на уроке (приветствие)
II.   Актуализация знаний.
-В чём вы видите главные заслуги Ивана III?
-Какое событие получило у современников название «Стояние на Угре». Когда произошло это событие? Каково его значение в истории нашей страны?
-Какие меры предпринимались Иваном III для защиты юго-восточных окраин от набегов крымских и казанских татар?

III. Постановка темы и задач урока.
 
Учитель задает вопросы:
-Как называется денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день? Выделите 4 букву.
-Великий князь, при котором был завершен процесс объединения русских земель? Выделите 1 букву.
-Высший совещательный орган при великом князе? Во втором слове выделите 4 букву.
-Свод законов Ивана III? Выделите 6 букву.
(Ответ: ИВАН) Как вы думаете о ком сегодня пойдет речь?(Об Иване IV)Изменения в какой либо сфере, преобразования называются?(реформа) Итак давайте полностью попытаемся сформулировать тему нашего урока.(Реформы Ивана IV. Реформы Избранной рады)
-Как вы думаете о чем мы должны узнать на уроке, с какими вопросами познакомиться?

IV.Изучение новой темы.
1.Характеристика личности Ивана IV.
Учитель: В странах Западной Европы в начале 16 века зарождаются основы капиталистического строя, а Россия по-прежнему остаётся аграрной страной, хотя заметно оживляется развитие товарно-денежных отношений, растут города. В этих условиях на престоле российском появляется фигура Ивана Грозного, первого русского царя. Каким он был, как рос и мужал, как пришёл к власти и что изменил в государстве – обо всём этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Сообщение об Иване Грозном(уч-ся), (слайд1-4)
-Какие черты личности Ивана IV вам симпатичны, а какие нет? Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности? Каково значение его венчания на трон?
2. Московское восстание 1547года.
-Назовите причины Московского восстания? Какое влияние оказало восстание на принятие реформ?
3.«Реформы Избранной рады». Самостоятельная работа. Чтение параграфа с.44- 46. Прочесть и объяснить представленную на слайде схему(слайд5) . Работа со схемой «Органы власти и управления» при Иване III, отметить изменения при Иване IV.
4. Работа с таблицей.(слайд6)
Год принятия реформы
Содержание реформы
Значение






Каковы были основные направления реформ Избранной рады? На что были направлены реформы? Почему военная реформа занимала важное место среди проведенных реформ?
-Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии?
5. Работа с репродукцией.
Рассмотрим репродукцию картины С.Иванова «Земский собор при Иване IV» в учебнике).
-Назовите слои общества, которые были представлены на соборе.
V. Закрепление нового материала.
-Дайте определения новым понятиям (слайд 7)
- Объясните что такое сословно-представительная монархия?

 VI. Рефлексия. Итог урока.
1) Что нового вы узнали на уроке?
2) Что произвело на вас наибольшее впечатление?
3) Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?(выставление оценок)
VII. Домашнее задание. §6, в.4-6, даты