Рабочая программа элективного курса для 10 класса Азбука журналистики


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2016 года протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________________М.М.ТатаренкоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «АЗБУКА ЖУРНАЛИСТИКИ»
среднее общее образование 10 класс
Количество часов 34
Учитель Проскурова Наталья Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69, от 23 июня 2015 года),- программы элективного курса «Азбука журналистики», О.И. Лепилкина, Е.Ю.Умнова и др. «Профильная школа». М.: ИНФРА-М, 2006.
I. Пояснительная записка
Цель курса:
предоставление учащимся возможности знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового общения.
Задачи:
создание условий для получения детьми необходимых знаний, умений и практических навыков, расширение видов творческой деятельности, связанных с их допрофессиональными интересами;
формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности;.разработка и внедрение инновационных проектов и программ, педагогических технологий, внедрение и пропаганда культурно и социально ориентирующих воспитательных технологий, направленных на совершенствование процессов обучения и воспитания подрастающего поколения
Место курса в учебном плане.
Программа составлена для учащихся 9-х классов, из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю.
Таблица тематического распределения часов.
№ Тема Количество часов
1. Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия 10
2 Когнитивный компонент 5
3 Практический компонент 5
4 Раздел 2. Речевая культура журналиста 8
5 Когнитивный компонент 4
6 Практический компонент 4
7 Раздел 3. Журналистский текст 8
8 Когнитивный компонент 4
9 Практический компонент 4
10 Раздел 4. Номер газеты 8
11 Когнитивный компонент 4
12 Практический компонент 4
Итого 34
II. Планируемые результаты изучения элективного курса
Личностные результаты:
устойчивый познавательный интерес к журналистской деятельности;
формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с источниками информации;
планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
искать необходимую информации;
азам интервьюирование.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать заметки, репортажи, интервью, статьи;
проводить анализ текста как результата журналистской деятельности;
навыкам редактирования;
первичным навыкам создания газетного номера.
III. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия (10ч)
Когнитивный компонент (5ч)
Профессия - журналист. Понятие информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации. Профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность, толерантность, коммуникабельность и т.д.
Виды средств массовой информации. Газета и журнал. Особенности радио- и тележурналистики. Интернет-СМИ. Типы СМИ в зависимости от аудитории.
Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория - потребитель информации. Исследование аудитории (опросы, анкетирование, рейтинги). Взаимодействие с аудиторией. Формирование общественного мнения - убеждение, внушение.
Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Практика судебных разбирательств по делам СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
Экономика и маркетинг СМИ. СМИ как товар. Изучение информационного рынка и потенциальной аудитории, разработка концепции издания. Продвижение СМИ на рынок информации.
Практический компонент (5ч)
Анализ прессы, радио- и телепередач, интернет-СМИ. Встречи с журналистами. Составление иерархии профессиональных качеств журналиста. Деловая игра «Трансформация информации» («испорченный телефон»). Дискуссия «Какая информация нужна аудитории?». Проба в роли газетчика, теле- и радиожурналиста. Определение аудитории отдельных СМИ, прямой и обратной связи с ней. Опрос общественного мнения. Дискуссия «Можно ли считать толерантной газету «...»?». Составление собственного этического кодекса. Ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?».
Разработка проекта газеты (теле- или радиопередачи): определение аудитории, целей и задач, названия, рубрик, объема, оформления, предполагаемых источников доходов, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т.д.).Зачетная работа: групповой проект «Концепция издания (передачи)».
Раздел 2. Речевая культура журналиста (8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Приемы привлечения и удержания внимания. Требования к выступающему. Совершенствование дикции. Дискуссия (правила для участников и ведущих). Ее виды и построение.
Культура письменной речи. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио-, телетекстов. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах.
Редактирование текста. Редактирование в журналистской деятельности. Виды вычитки текста и редакторской правки. Анализ структуры и ошибок (логических, фактических, речевых). Корректурные знаки.
Практический компонент (4ч)
Анализ газетных материалов, речи теле-и радиожурналистов. Выступление перед аудиторией. Обсуждение видео- и аудиозаписей выступлений. Произнесение скороговорок. Выразительное чтение. Дискуссия «Как должен говорить современный журналист». Создание творческих работ. Редактирование текстов. Выявление и классификация ошибок.
Зачетная работа: презентация творческих досье, публичное выступление.
Раздел 3. Журналистский текст ( 8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования.
Структура журналистского текста. Заголовок (его основные функции и требования к нему), лид (вводная часть), смысловые части (абзацы), подпись.
Основные жанры. Особенности заметки, репортажа, интервью, статьи. Структурная организация и авторское «я». Отчет, рецензия, очерк, эссе, фельетон - краткая характеристика.
Практический компонент (4ч)
Анализ газетных текстов. Деловая игра «Интервью». Проведение пресс-конференции, опроса и анкетирования. Анализ заголовков, лидов, структуры текстов.
Определение жанров. Сопоставление изданий. Создание творческих работ, в том числе текстов определенных жанров.
Зачетная работа: презентация личного творческого досье (с творческими и аналитическими работами).
Раздел 4. Номер газеты (8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Структура редакции и распределение функций в ней.
Композиционно-графическая модель. Формат и объем издания. Название и его оформление. Макетирование - создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики.
Практический компонент (4ч)
Посещение редакции. Игра «Выборы редакционного коллектива».
Анализ газет. Создание композиционно-графической модели, оформление заглавной части, подготовка макета и оформление своего издания.
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты».
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихсяРаздел 1. Журналистика как вид деятельности и профессия (10ч)
Когнитивный компонент (5ч)
Профессия - журналист. Понятие информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации. Профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность, толерантность, коммуникабельность и т.д. 1 Знать и понимать назначение работы журналиста.
Виды средств массовой информации. Газета и журнал. Особенности радио- и тележурналистики. Интернет-СМИ. Типы СМИ в зависимости от аудитории. 1 Знать и понимать назначение массовой информации, типов СМИ.
Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория - потребитель информации. Исследование аудитории (опросы, анкетирование, рейтинги). Взаимодействие с аудиторией. Формирование общественного мнения - убеждение, внушение. 1 Знать и понимать назначение общественного мнения.
Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Практика судебных разбирательств по делам СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения. 1 Иметь представление о правовых аспектах журналистики.
Экономика и маркетинг СМИ. СМИ как товар. Изучение информационного рынка и потенциальной аудитории, разработка концепции издания. Продвижение СМИ на рынок информации. 1 Знать и понимать назначение маркетинга СМИ.
Практический компонент (5ч)
Анализ прессы, радио- и телепередач, интернет-СМИ. Встречи с журналистами. Составление иерархии профессиональных качеств журналиста. Деловая игра «Трансформация информации» («испорченный телефон»). 1 Умение работать в группах, анализировать информацию.
Дискуссия «Какая информация нужна аудитории?». Проба в роли газетчика, теле- и радиожурналиста. Определение аудитории отдельных СМИ, прямой и обратной связи с ней. Опрос общественного мнения. 1 Уметь составлять вопросы для опроса общественного мнения.
Дискуссия «Можно ли считать толерантной газету «...»?». Составление собственного этического кодекса. Ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?». 1 Самостоятельно знакомиться и отбирать необходимую литературу.
Разработка проекта газеты (теле- или радиопередачи): определение аудитории, целей и задач, названия, рубрик, объема, оформления, предполагаемых источников доходов, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т.д.).1 Классифицировать и структурировать различные источники информации.
Зачетная работа: групповой проект «Концепция издания (передачи)». 1 Определять и выбирать метод исследования, подходящий к проектной работе.
Раздел 2. Речевая культура журналиста (8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Культура устной речи. Подготовка к устному выступлению. Приемы привлечения и удержания внимания. 1 Научиться приемам привлечения и удержания внимания.
Требования к выступающему. Совершенствование дикции. Дискуссия (правила для участников и ведущих). Ее виды и построение. 1 Знать и применять правила дискуссии.
Культура письменной речи. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио-, телетекстов. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах. 1 Знать и применять требования к речи журналиста.
Редактирование текста. Редактирование в журналистской деятельности. Виды вычитки текста и редакторской правки. Анализ структуры и ошибок (логических, фактических, речевых). Корректурные знаки 1 Анализировать правильность написания текста. Иметь навыки редактирования.
Практический компонент (4ч)
Анализ газетных материалов, речи теле-и радиожурналистов. Выступление перед аудиторией. Обсуждение видео- и аудиозаписей выступлений. 1 Учиться самостоятельно анализировать выступление перед аудиторией.
Произнесение скороговорок. Выразительное чтение. Дискуссия «Как должен говорить современный журналист». 1 Уметь правильно проводить дискуссию.
Создание творческих работ. Редактирование текстов. Выявление и классификация ошибок. 1 Уметь правильно оформлять творческие работы и документацию.
Зачетная работа: презентация творческих досье, публичное выступление. 1 Уметь правильно оформлять презентацию и текст выступления..Раздел 3. Журналистский текст ( 8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования. 1 Научиться методам сбора информации, знать методику интервью.
Структура журналистского текста. Заголовок (его основные функции и требования к нему), лид (вводная часть), смысловые части (абзацы), подпись. 1 Знать и применять правила создания и оформления структуры журналистского текста.
Основные жанры. Особенности заметки, репортажа, интервью, статьи. 1 Знать и применять правила основных журналистских жанров.
Структурная организация и авторское «я». Отчет, рецензия, очерк, эссе, фельетон - краткая характеристика. 1 Научиться характеризовать отчет, рецензию, очерк, эссе, фельетон.
Практический компонент (4ч)
Анализ газетных текстов. Деловая игра «Интервью». Проведение пресс-конференции, опроса и анкетирования. 1 Определять нужные источники информации для проведения пресс-конференции, опроса и анкетирования.
Анализ заголовков, лидов, структуры текстов. 1 Уметь самостоятельно анализировать заголовки, лиды, структуры текстов.
Определение жанров. Сопоставление изданий. Создание творческих работ, в том числе текстов определенных жанров. 1 Классифицировать и структурировать различные источники информации.
Зачетная работа: презентация личного творческого досье (с творческими и аналитическими работами). 1 Уметь создавать самопрезентацю.
Раздел 4. Номер газеты (8ч)
Когнитивный компонент (4ч)
Структура редакции и распределение функций в ней. 1 Знать и понимать структуру редакции и распределение функций в ней.
Композиционно-графическая модель. Формат и объем издания. Название и его оформление. 1 Самостоятельно знакомиться и отбирать необходимую литературу.
Макетирование - создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. 1 Классифицировать и структурировать различные источники информации.
Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики. 1 Определять роль и функции фотоматериалов.
Практический ком1понент (4ч)
Посещение редакции. 1 Иметь представление о назначении редакции.
Игра «Выборы редакционного коллектива». 1 Уметь определить роль каждого участника в редакционном коллективе.
Анализ газет. Создание композиционно-графической модели, оформление заглавной части, подготовка макета и оформление своего издания. 1 Знать и применять правила создания композиционно-графической модели газеты.
Зачетная работа: групповой проект «Номер газеты». 1 Применять на практике полученные знания, уметь работать в группе.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАННО
Протокол заседания Зам.директора по УМР
МО учителей русского языка
и литературы ________В.В. КоробейкоМАОУ СОШ № 18 с УИОП от 29.08.2016г
от 29.08.2016г № 1
________ В.Ф. Мухортова