Доклад.Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе


Вафина Л.И.
доклад на тему:
«Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературного чтения
в начальной школе»
В настоящее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, так как самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования планирует достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде(экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Системы учебников УМК «Перспектива» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В воспитательном потенциале УМК «Перспектива» особенное место занимает «Русский язык», который несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой работе. (слайд 7)
Учебник «Литературное чтение» содержит литературные тексты мастеров
художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
С  первых  уроков  обучения  грамоте,  опираясь  на  материал  учебника,  дети  параллельно  с  изучением русского   языка  познают  основы  нравственности:
Мир,  окружающий  нас  (природа) – творение  Божие;
Россия – Родина  моя.
Труд – основа  жизни.
Каждый  день  даётся  в  дар  для  добрых  дел. (слайд 8)
Читая  стихи  русских  поэтов  о  Родине,  о  природе,  дети  учатся  любить  родную  землю,  родной  свой  край,  Отечество:
И. Никитин. «Русь»
И. Бунин. «Лес,  точно  терем  расписной…»
Знакомясь  с  произведениями  о  маме,  школьники  постигают  любовь  к  ближнему:
Р. Рождественский. «На земле хороших людей немало…»
Ю. Энтин. « Песня о маме»
Б. Заходер. «С папой мы давно решили»
А. Барто. «Перед сном» 
Ясные  и  живые  повествования  о  том,  «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо»,  дают  почувствовать  детскому  сердцу  красоту  и  достоинство  добродетельных  поступков,  а  порок,  напротив,  представляют в  его  недостойном  виде. 
С  этой  целью  особенно  полезно  чтение  библейской  истории  из  детской  православной  художественной  литературы,  в  которой  прекрасно  изображено  состояние  невинности,  зловредность  греха,  счастье  семейного  мира,  блаженство  благоговейного  хождения  пред  Богом,  равно  как  наказания  за  непозволительное  любопытство,  ненависть,  неуважение  к  почтенной  старости  и  т. п.
Это  жития  Святых,   произведения  русских  писателей  и  устного  народного  творчества:
Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
Л. Толстой. «Отец  и  сыновья»,  «Старый  дед  и  внучек»
В. Осеева. «Просто старушка»
А. Гайдар. «Совесть»
Русская  народная  сказка  «Лиса  и  Журавль»
Нанайская  сказка  «Айога»  и  др.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами:
М.М. Пришвин. «Ребята и утята»
В.В. Бианки. «Хитрый Лис и умная Уточка»
Саша Чёрный. «Жеребенок» т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить.
На  уроках  литературного  чтения  дети  знакомятся  с  биографиями  писателей  и  поэтов.  Это  даёт  благодатную  возможность  приоткрыть  детям  православные  странички  жизни  А.С.Пушкина,  И.А.Крылова, Н.Н. Носова и  многих  других  авторов.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. (слайд 9)
При  анализе  прочитанного  произведения  постоянно  использую  пословицы,  которые  выражают  идею  произведения,  раскрывают  характеры  героев,  содержат  мудрый  совет  или  предостережение.  Дети  соотносят  пословицы,  данные  в  книге  для  чтения,  с  содержанием  произведения,  подбирают  другие,  выражающие  эту  же  мысль.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Всё  что  спрятал,  то  пропало,  всё  что  отдал,  то  твоё.
Всякое  умение  трудом  даётся.
Без  терпенья  нет  уменья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Лад и согласие – первое счастье.
Не спеши языком, торопись делом.
Работа  с  пословицами  продолжается  и  на  уроках  русского  языка  с  целью  решения  не  только  воспитательных,  но  и  учебных  задач:
- привитие  любви  и  интереса  к  изучению  русского  языка;
- формирование  каллиграфического  навыка;
- развитие  орфографической  зоркости;   
- расширение  и  обогащение  словарного  запаса;
- развитие  речи. (Слайд 11)
Достижению  этих  же  целей  способствует  использование  текстов  духовно-нравственного  содержания,  а  также  о  природе – красоте  Божиего  творения.  Тексты  и  отрывки  из  них  включаются  в  упражнения,  способствующие  закреплению  нового  материала,  выработке  умений  и  навыков  грамотного  письма.
              
     Песня  о  дружбе
Кто  в  дружбу  верит  горячо,
Кто  рядом  чувствует  плечо,
Тот  никогда  не  упадёт,
В  любой  беде  не  пропадёт.
А  если  и  споткнётся  вдруг,
То  встать  ему  поможет  друг.
Всегда  в  беде  надёжный  друг
Ему  протянет  руку.                                                             С. Михалков
– Назови  синоним  к  слову  верный. 
– Напиши  по  памяти  первую  часть  стихотворения.
– Устно  составь  текст  из  4-5 предложений  на  тему «О  моём  друге  (подруге)».
Доброта  с  годами  не  стареет.
Доброта  от  холода  согреет.
Если  доброта  как  солнце  светит,
Радуются  взрослые  и  дети.
– Как  понимаешь  значение  слова  доброта?
– Подбери к слову доброта антоним.
– Запиши однокоренные слова к слову доброта.
Проводятся следующие виды  упражнений:
Чистописание.
А  руки,  брат,  великий клад:
Для  дел  даются  руки.
Сей  добро,  посыпай  добром,  жни  добро,  оделяй  добром.
За  правду  стой  горой,  и  Господь  с  тобой.
Будь  осторожен  на  слова.  За  всякое  пустое  слово  дашь  ответ  Богу.
Ласковое  слово,  что  весенний  день.
Себялюб  никому  не  люб.
Не  говори  ложь,  иначе  не  поверят  и  на  грош.
Орфографическая  зарядка.
– Найди  и  обозначь  изученные орфограммы:
Ошибся,  что  ушибся:  вперёд  наука.
Не  обижай  ни  птахи,  ни  сверчка,
Не  покупай  для  бабочки  сачка!
Люби  цветы,  леса,  простор  полей –
Всё,  что  зовётся  Родиной  твоей! 
 
Дождь  вежлив  как  никто  другой:
без  стука  к  людям  ни  ногой.
Выборочный  диктант.
– Запишите  имена  существительные  в  начальной  форме. 
– Определите  род,  склонение.
Нет  в  России  пальм  зелёных,
Всё  берёзоньки  да  клёны
И  пушится  над  водой
Верба  веткой  молодой.
Верба  ветки  дарит  нам –
Мы  несём  их  в  Божий  храм,
И  под  колокольный  звон
Ставим  ветки  у  икон.
- Спишите пословицы. Подчеркните антонимы — имена прилагательные.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
С малого начинай, достигнешь большого.
Новых друзей наживай, а старых — не забывай.
Письмо  по  памяти.
Слава  святому  труду!
Бедность  и  труд  честно  живут
С  дружбой,  с  любовью  в  ладу.
Слава  святому  труду!
– Какие  слова  с  парными  согласными  на  конце  надо  проверить?
– Для  какого  слова  в  стихотворении  есть  проверочное  слово?  Найди его.
Комплексный  анализ  текста:
 тема,  главная  мысль,  ключевые  слова,  орфография,  пунктуация.
У  солнца  руки  горячи,
Работают  с  охотой.
Всю  землю  кисточки-лучи
Покрыли  позолотой.
А  серый  дождик – озорник
Тихонько  подошёл
И  всё  зачиркал – чик,  чик,  чик –
Простым  карандашом.                                                                  А. Шибаев
Накануне  православных, народных праздников  включаю  в  уроки  русского  языка  строки,  посвящённые  этим  событиям. (Науруз, Сабантуй, Сюмбель, Рождество, Пасха, Масленица)
Курбан Байрам
Вновь Курбан Байрам священный!Угощенье на столах!Пусть к семье твоей бесценнойБудет милостив Аллах!Будь здоровым и богатым!Только лишь не позабудьПоделиться счастьем с братом,Чтобы светлым был твой путь!
                  Пасха
Христос  воскрес!  Опять  природа
Встречает  новую  весну.
И  православному  народу
Подарит  неба  синеву!
Любить,  прощать  Христос  зовёт.
Пусть  огонёк  свечи  пасхальной
Все  души  к  Богу  повернёт!

Спишите название православных праздников. Сколько звуков в этих словах? А сколько букв?
Пасха, Рождество, Крещение Господне.
«Быть человеком – значит победить в себе то, что мешает существованию добра на земле: лень, страх, страсти, немощи. Быть человеком – значит воспитать в себе все лучшее, высшее, любить добро, делать его, стремиться к нему».