Лабораторный практикум по биологии в 6 классе


Технологическая карта урока
Тема урока Лабораторный практикум по биологии Класс 6-е Дата проведения 11.03.2017
Цели для ученика
1. Изучение особенностей строения растительной клетки.
2. Наблюдение явления плазмолиза и объяснять его принцип.
3. Изучение формы и строения крахмальных зерен клубня картофеля. Цели для учителя
Образовательные: Формирование умения проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты
Развивающие: Развитие навыка работы с микроскопом.
Воспитательные: Формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Тип урока урок совершенствования полученных знаний Форма урока урок-практикум
Опорные понятия, термины
1.Ядро и цитоплазма, а также их производные: клеточная стенка и вакуоль, живые клетки кожицы – эпидерма. 2.Плазмолиз - это отслаивание цитоплазмы от стенок клетки или ее сморщивание. что в результате диффузии вода из области с меньшей концентрацией солей переходит в область с большей концентрацией солей. После промывания препарата водой происходит восстановление клеткой своей исходной структуры. Этот процесс называется плазмолизом. 3.Нерастворимый в воде углевод – крахмал – в виде крахмальных зерен откладывается в лейкопластах. Крахмальные зерна имеют разную форму и величину. В зависимости от числа центров крахмалообразования и характера сложности различают простые и сложные крахмальные зерна. Лейкопласты-бесцветные пластиды.
Новые понятия
ПлазмодесмыПлазмолиз
ДеплазмолизХромосомно-ядрышковый комплекс
ДиффузияКрахмальные зерна
Сферосомы
алейроновые зернаФормы контроля комбинированная Домашнее задание: Повторить понятие плазмолиз и деплазмолиз.Клеточные включения, тему строение растительной клетки.
ФОУД (форма организации учебной деятельности обучающихся)
Индивидуальная
Оборудование и образовательные ресурсы
Микроскопы, проектор, компьютер, интерактивная доска
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Орг. момент
Учитель знакомит учащихся с техникой безопасности при проведении лабораторных работ по биологии, предлагает расписаться в журнале.
Помогает ребятам настроить световые микроскопы. Рассказывает теорию. Раздает карточку и объясняет, как выполнить задание. Учащиеся знакомятся с техникой безопасности при проведении лабораторных работ по биологии, расписываются в журнале.
Настаивают световые микроскопы. Прослушивают теоретическую часть. Получают карточку с заданием и внимательно читают его. Рассказ учителя;
Беседа;
Личностные формирование личностных представлений о растительной клетке и ее органоидах;
Л. формирование научной картины мира на базе биологических знаний Проверка д/задания
Ученики повторяют тему: «Строение растительной клетки» Демонстрация строения растительной клетки на экране; Познавательные развитие умения работать с микроскопом
Актуализация знаний
1.Изготовить микропрепарат кожицы лука.
2.Рассмотреть в микроскоп и найти органоиды клетки.
3.Наблюждать явление плазмолиза и деплазмолиза.
4.Окрасить йодистым калием микропрепарат.
5.Изготовить микропрепарат картофеля.
6.Рассмотреть крахмальные зерна под микроскопом, предварительно, окрасив его йодистым калием.
7.Сделать вывод по каждому этапу работы.
8.Выводы записать в тетрадь.
9.Сделать необходимые рисунки.
Учитель на каждом этапе работы помогает учащимся, объясняет, как выполнять задания. Работает индивидуально с каждым учащимся Выполнение лабораторной работы по карточке Коммуникативные формирование умения работать в группе;
К. формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;
П.1 развитие умения работать с разными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной литературой, интернет-ресурсами);
П 2 Умение работать с моделями биологических объектов Изучение
нового
материала
При воздействии гипертонических растворов на клетку наблюдается плазмолиз. Плазмолиз - это отслаивание цитоплазмы от стенок клетки или ее сморщивание. Это происходит потому, что в результате диффузии вода из области с меньшей концентрацией солей переходит в область с большей концентрацией солей. Плазмолиз в клетке может вызывать любой раствор нейтральной соли, сахара, глицерина. После промывания препарата водой происходит восстановление клеткой своей исходной структуры. Этот процесс называется деплазмолизом. В основе этих процессов лежит диффузия воды через полупроницаемые мембраны.
Внимательно слушают рассказ учителя, задают сопутствующие вопросы, записывают в тетрадь основные понятия и термины.
Изготавливают микропрепараты под руководством учителя. Систематизация полученных знаний Регулятивные
освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы);
Р. отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля
К 1 формирование умения работать в группе;
К 2 формирование умения слушать и слышать, понимать речь других;
К 3 формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю Закрепление
изученного Сделайте обобщающий вывод, ответив на контрольные вопросы:
Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в гипертонический раствор соли?
Чем можно объяснить такое направление движения воды?
Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Отвечают на поставленные учителем вопросы. Рассматривают содержимое клетки. Делают карандашные рисунки-схемы в тетради, формулируют выводы и записывают их в тетрадь. Обобщение полученных знаний Предметные
формирование знаний о строении клетки, классификации и ее функционировании
Пр. формирование знаний о явлениях, происходящих в клетке. Р 1 освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы);
Р 2 отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля Контроль
Учитель проверяет выполненное задание в тетради Учащиеся отвечают на вопросы и сдают на проверку лабораторную работу. Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке Подведение итогов П. Формирование целостных представлений о живой материи.
П. Умение работать с микропрепаратами
Пр 1 формирование знаний о строении плодов, их классификации и значении;
Пр 2 формирование знаний о способах распространения плодов и семян;
Пр 3 формирование целостных представлений о живой природе и роли растенД\задание
Дает домашнее задание. Повторить понятие плазмолиз и деплазмолиз.Клеточные включения, тему строение растительной клетки.
Учащиеся записывают в дневники Д/З Объяснение учителя П. Формирование знаний о строении клетки, классификации и ее функционировании Получение и осмысление д/з
Рефлексия
Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом Беседа Р. отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля
Рефлексия, выяснение причин успеха/неуспеха, запоминание новых слов по теме